На главную
страницу

Учебные Материалы >> Сектоведение.

Православная Церковь. Современные ЕРЕСИ и СЕКТЫ в России

Глава: СЕКТА «СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ»

В вашей квартире раздается звонок и приятный жен­ский или мужской голос просит, во имя Христа, открыть дверь. Если Вы, не боясь налетчиков, сделаете это, то перед Вами чаще всего предстанет иеговист, т. е. член секты «Свидетелей Иеговы», которая, наряду с другими подобными еретическими организациями, очень быстро рас­пространяется в нашей стране. Едва войдя, подчеркнуто вежливый иеговист (или иеговистка), одетый тщательно-чисто, по моде американских клерков, начинает сразу вас «обрабатывать», делая это довольно назойливо и напори­сто. Под видом проповеди о Христе Вам четко и кратко излагается вся иеговистская «премудрость», сопровождае­мая набором цитат из Священного Писания и обличе­нием грехов современного мира.

Если вы заслушались или проявили какой-то интерес, то Вам вручаются пропагандистская брошюрка, журнал — «Башня стражи» и обещается новое посещение в самом скором времени. В своем блокноте вербовщик, называе­мый «брат-пионер», делает деловую пометку, что с дан­ным человеком следует продолжать работу. После не­скольких посещений и «задушевных» бесед завербованно­го приглашают на собрание местной общины, где, неко­торое время спустя, из бывшего атеиста заканчивается формирование ревностного и активного сектанта, неколе­бимо убежденного в своей непогрешимой правоте и повсюду пропагандирующего идеи   воинствующей   антихри­стианской секты.

Именно благодаря необычной активности и напору, опирающихся на чисто американскую деловитость и орга­низованность, секта «Свидетелей Иеговы» достигла в пос­левоенное время довольно впечатляющих успехов. Число ее членов во всем мире постоянно растет: в 1916 году иеговистов было всего 25 тысяч, в 1942—160 тыс., 1964 — 626 тыс., 1991—3 млн.

Хотя еще и сегодня секта главный свой центр имеет в США — в Бруклине, районе Нью-Йорка, и там же — больше всего сторонников, после последней мировой вой­ны она сильно преуспела в Европе (особенно в Германии) и Азии — что, несомненно, связано с мировой экспансией американской культуры и жизни — и приобрела всемир­ный характер.

В Россию иеговисты проникли из Европы после первой мировой войны и утвердились поначалу в Западной Украи­не и Белоруссии, находившихся тогда под польской властью. Центром пропаганды была Лодзь — из нее мис­сионеры растекались по краю униатов, вербуя членов в свою секту в основном среди них. После окончательного присоединения этих западных областей к Советскому Сою­зу и особенно после начала «холодной войны» иеговистам пришлось довольно туго. Советская власть видела в них сугубо «американскую» секту, оттого официально запре­тила и беспощадно преследовала, выслеживая подполь­ные иеговистские группы.

Когда пришла перестройка, гонения постепенно пре­кратились, а в 1988 году с деятельности секты были сня­ты все ограничения, и она, благодаря обильной денеж­ной помощи из США, развернула в нашей стране самую широкую пропаганду, кульминацией которой, безусловно, стал международный съезд иеговистов, проведенный в июне 1992 года на стотысячном стадионе им. Кирова в Пе­тербурге, куда прибыли сектанты со всей страны и из-за рубежа. Хотя по-прежнему базой иеговистов является За­падная Украина, они в последние годы заметно расширили свое присутствие, особенно на Украине, в Белоруссии, Закавказье, Прибалтике и в крупных городах России. В Петербурге их община официально зарегистрирована в мае 1992 года, насчитывала около 500 членов и скоро, ведя бешеную агитацию, будет, по-видимому, одной из самых влиятельных сект, действующих в  нашем городе, тем более, что доллары ныне снимают любые преграды в «демократических» органах власти.

«Свидетели Иеговы» — относительно молодая секта. Она возникла в США в 1878 году, когда Чарльз Рассел (1852—1916), сын торговца мануфактурой из Питсбурга, отделился от протестантской секты адвентистов Седьмого дня и стал издавать свой журнал «Башня Стражи». В нем он писал о «благой вести скорого установления на земле идеального райского града, о котором возвещает пророк Исайя и где не будет никакого греха». Катехизисом секты остается до сих пор «Ключ к Библии», главный труд Рас­села, насчитывающий 2600 страниц. Рассел основал также мощный международный центр по изданию иеговистской литературы, который сегодня выпускает в Бруклине книги почти на 200 языках и оборудован по последнему слову техники. В Бруклине находится также крупная телерадио­компания и институт по подготовке пропагандистов, где учатся студенты со всех концов света, в том числе из Рос­сии.

Вначале секта имела название «Изучающие Библию или серьезные исследователи Библии» и только с 1931 го­да стала именоваться (на основании Ис. 43, 10) «Свиде­тели Иеговы». Это случилось при преемнике Рассела — судье Джоне Рутерфорде (1869—1942), который оставил после себя 18 толстых томов и великое множество бро­шюр где излагал, толковал и дополнял лжеучение иего­вистов. В 1920 году он объявил, что через пять лет на землю вернутся ожившие праотцы: Авраам, Исаак и Иа­ков, для встречи которых сектантами был срочно вы­строен в Сан-Диего (Калифорния) пышный «Княжеский дворец», где зимой с семьей жил сам глава секты.

После смерти Рутерфорда секту возглавил Натан Норр, который создал Библейскую школу, расширил и модернизовал Бруклинский центр. Во время последней войны нацисты преследовали иеговистов за их отказ от воинской службы, но на советской территории не трогали ни их, ни других сектантов, выступавших против Право­славной Церкви. Сегодня в своей пропаганде, для дости­жения определенных политических выгод, иеговисты уме­ло используют гонения на них со стороны нацистов и ком­мунистов.

В секте царит очень строгая и жесткая иерархия. Во главе ее стоит президент и правление из семи человек, ко­торых общий съезд выбирает из 40 кандидатов, подобранных путем кооптации. Дисциплина и субординация соче­таются в секте с мелочным планированием и отчетностью, шаблонность мышления и действий — с типично амери­канской деловитостью и практичностью. Зародившись в протестантской среде, «Свидетели Иеговы» во многом восприняли ее сухой и формальный рационализм, совер­шенно чуждый русскому духу и мировоззрению.

Пропаганде своего лжеучения иеговисты придают огромное значение — в этом они превосходят большинство сектантов, хотя многих раздражает их настырность и на­зойливость. В небольших группах толкованием Библии занимаются евангелизаторы, а пропагандой на местах — особые миссионеры: благовестники, пионеры и странники. Ежегодно проводятся вербовочные компании и междуна­родные слеты на больших стадионах, сопровождаемые очень шумной рекламой, которая ведется чисто в амери­канском стиле. Вообще, необычайно много в работе секты и ее характере отмечено штампом «сделано в США».

Для удобства своей пропаганды иеговисты именуют себя христианами, хотя в действительности на это права никакого не имеют, ибо решительно отвергают Пресвятую Троицу и признают за Бога только Бога Отца — Иегову. «Учение о триединстве ложно и выдумано сатаной с той целью, чтобы обесчестить имя Бога — Иеговы» без всякой маскировки заявляют сектанты. Христа они считают тво­рением Иеговы, тем самым отрицая единосущность Сына Божьего, одно из основных догматических положений все­го христианства, и возвращаясь к осужденной Церковью арианской ереси. Рутерфорд писал: «Христос Иисус, пер­воначальное имя которого было Логос, был первым тво­рением, а, следовательно, началом творения Бога». Для него «Иисус Христос — особый Представитель Создателя», который «был посылаем для служения как особый послан­ник Иеговы», что самым вопиющим образом противоречит всему Евангелию, говорящем о Христе как Сыне Божьем, воплощении Самого Бога.

Вот каким еретическим образом изображают сектанты Дело нашего спасения Господом Иисусом Христом: «Для того, чтобы выкупить назад жизнь, равноценную той, ко­торую Адам потерял для своих потомков, потребовалась Для предъявления Богу жизнь равной ценности... Иегова распорядился, чтобы Его первородный Сын оставил ду­ховную жизнь на небе и стал человеческим созданием... прошел человеческое рождение через женщину, родился

 

и жил настоящим человеком... Иегова Бог на третий день воскресил Иисуса из мертвых уже в Божеском естестве, дав ему бессмертие и нетленность... Когда Иисус воскрес из мертвых, Он не был более человеком, Он был точным образом Иеговы».

Из приведенной цитаты ясно следует, что Христос для иеговистов является лишь орудием Иеговы, Богом стано­вится только после воскресения Иеговой и им назначается «на должность Правителя мира». Понятно, что при подоб­ных взглядах не может быть и речи о «христианстве» иего­вистов. Они дошли до кощунства, утверждая, будто «Че­ловек Иисус мертв, навсегда мертв», воскрес только как бессмертный дух и придет в мир снова «как прославлен­ное духовное существо». Искупительная жертва Христа сектой полностью отрицается, и она отмечает по еврей­скому календарю 14 Нисана только как «вечерю воспо­минания» смерти Христа, т. е. некий суррогат христиан­ской Пасхи.

Весьма материалистически видят иеговисты грядущее Царство Божие. «Царство означает обширное правитель­ство, обладающее и осуществляющее высшую власть, гос­подство и контроль... на благо человека.» Этим царством будет управлять «невидимый» Христос при помощи вос­кресших праведников. Этот «Христос», оказывается, «в 1918 году сошел в храм Иеговы и произносит свой су­дебный приговор об опустошении христианства». Против христианства иеговисты вообще выступают с особенной ненавистью: «Христиане имеют большое сходство с теми, кого они называют идолопоклонниками... религии мира вдохновлены демонами, включая и те учения, которые христианство заимствовало и усвоило от язычников». Их злоба к нам не останавливается перед прямым искаже­нием Священного Писания: «Бог заявил, что Он восста­нет и уничтожит, выступит и разобьет народы христиан­ства в прах, так, что они падут и никогда больше не под­нимутся», хотя любой знаток Писания помнит, что все эти пророчества относятся к иудейскому народу.

Ссылаясь на Апокалипсис (16, 12), иеговисты свое тор­жество и уничтожение христианства связывают с Армагед­доном, когда, по их представлениям, «армии всего мира, охваченные безумным хаосом и ужасом, покрытые мраком, ринутся друг на друга и начнется взаимное самоистреб­ление... С окончанием битвы Армагеддона уже никогда больше не будет другой войны, вечный мир воцарится на земле». В этой «битве великого дня Бога Вседержителя», которая изображается в стиле всемирной атомной войны, погибнет царство сатаны и до двух миллиардов грешни­ков, кроме, разумеется, верных иеговистов.

«Вслед за битвой Армагеддона Бог Иегова, через Хри­ста, даст людям время в тысячу лет, когда миром будет править Христос, и когда на земле будут царить мир и благоденствие, превосходящее всякие человеческие меч­тания». Однако для достижения этого благоденствия «лю­ди должны войти в состав организации Бога, которая в св. Писании символически обозначается словами «Иеру­салим», т. е. стать членами секты. В рай на небо попадут не все иеговисты, а всего лишь 144 тысячи, которые вме­сте со Христом и ветхозаветными судьями будут управ­лять народными массами, оставшимися на земле после Армагеддона. Райская жизнь на земле описывается в ду­хе коммунистической утопии: «Не будет тогда ни бога­тых, ни бедных, все будут жить одинаково... Крестьяне и рабочие будут иметь уверенность, что у них еды будет всегда вдоволь».

Хотя иеговисты настойчиво подчеркивают новизну и оригинальность своего учения, идея 1000-летнего царства не нова, ибо заимствована из священных книг иудаизма. Со времени вавилонского плена книжники распространя­ли среди еврейского рассеяния надежду, будто грядущий Мессия явится как царь-завоеватель, вернет весь народ в Палестину, где он вновь обретет былое могущество, вос­становит иерусалимский храм, покорит Израилю осталь­ные народы и, воскресив умерших патриархов, пророков и праведников, будет царствовать тысячу лет. Проникнув позднее в христианскую среду, эта надежда соединилась с предсказанием о втором пришествии Спасителя, что по­родило самые разнообразные секты хилиастов, ждущих наступления 1000-летнего рая на земле. У иеговистов же хилиазм приобрел лишь грубо чувственную, материали­стическую окраску, понятную людям, воспитанным на идеалах, как общества потребления, так и марксистской утопии.

Учение «свидетелей Иеговы» - своеобразная смесь по­литических и религиозных элементов, еретических, иудаистских и христианских идей. Расхождения между ним и христианством настолько велики, что их трудно перечис­лить. Например, иеговисты учат, что сатану Иегова соз­дал Сам, как «осеняющего херувима», дабы доказать его бессилие перед Богом. Будучи «херувимом», сатана «обра­зовал невидимое „небо" или невидимую, непосредствен­ную и господствующую власть над человеком». Этим иеговисты утверждают полное владычество дьявола в ми­ре сем. Сатана объявляется автором учения о бессмерт­ной душе человека, которое поэтому полностью отверга­ется иеговистами. При воскрешении мертвых Иегова яко­бы создаст для оживших новую душу. Понятно, что к хри­стианству подобная ересь не имеет никакого отношения.

Подвергая христианство самым яростным нападкам, сектанты однако ради маскировки используют христиан­скую терминологию в своей пропаганде. «Писание ясно указывает, что именно христианство, могучая и коварная организация дьявола, достойно большего упрека, чем лю­бая другая власть, существующая прежде» и далее: «хри­стианская иерархия есть составная часть мира сатаны» - вот что думают о нас в действительности «свидетели Ие­говы», которым Иегова повелел «возвестить день гнева и отмщения Бога над организацией сатаны», т. е. над нами, христианами.

Ненависть к христианству во многом объясняется тем, что в основе своей секта опирается на талмудический иу­даизм, который к христианству был всегда очень вражде­бен. Несмотря на обличения современного мироустройства и капиталистических порядков, основная идея иеговистов о «Новом Сионе» на земле близка к планам мондиалистов, которые мечтают о мировом правительстве и новом лжемессии - Антихристе. Именно Антихриста и ждут се­годня иеговисты - эти современные жидовствующие, и этой страшной мечтой соблазняют они нестойкие и за­блудшие души. Ждут они «человека греха, сына погибе­ли» (2 Фес. 2, 3) и кровавой бойни, которой будет сопро­вождаться его приход. Посему долг православного хри­стианина - повсюду разъяснять сущность этой еретиче­ской американской секты.

В. Антонов


СЕКТА МОРМОНОВ СЕКТА «СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР ДИАНЕТИКИ И САЙЕНТОЛОГИИ