На главную
страницу

Учебные Материалы >> Догматическое богословие.

Протоиерей Ливерий Воронов. ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

Глава: ЛЕКЦИЯ  III ЧЕЛОВЕК  КАК ОСОБОЕ  ТВОРЕНИЕ  БОЖИЕ

Необходимо отличать самую сущность повествований о сотворении Человека (Быт. 2, 7; Быт. 1, 26 - 28) и их цель от формы изложения, в которой эти повест­вования даны.

Сущность повествований о творении человека Богом состоит в утверждении, что человек есть особое творе­ние, самое совершенное из всех существ, обитающих на земле, более того, являющееся завершением и венцом творения вообще.

Человек есть творение. С одной стороны, как и любое другое творение, он находится в зависимости от Бога, как своего Творца; с другой стороны, он имеет данное ему относительно автономное бытие, имеет собственное значение неповторимой личности, обнаруживает собст­венное поведение.

Человек, по своему происхождению, состоит в нераз­рывной связи с прочим творением. И в то же время между человеком и всем прочим (земным) творением имеется неустранимое внутреннее различие.

Связь человека с прочим творением выражается в Священном Писании тем, что:

-человек возникает из земли. "И создал Господь Бог человека из праха земного" (Быт. 2, 7). Образование че­ловека из праха земного говорит о бренности его суще­ства в условиях непреображенного мира. О том, что из себя представляла "персть", из которой Бог образовал человека, Священное Писание не говорит;

-человек связан с землей в своей жизнедеятельности. Важным назначением его является возделание земли (см. Быт. 2, 5). Под этим нужно понимать не просто земледельческую обработку земли. Человек призван так­же овладевать землей (Быт. 1, 28), проявлять заботу о ней, познавать окружающую его природу и разумно со­вершенствовать ее;

-человек по телесной стороне его существа возвращает­ся в землю (Быт. 3, 19). Это возвращение изображается сначала как возможность телесной смерти, - в случае, ес­ли человек окажется не на высоте своего призвания и лишит себя условно дарованного ему бессмертия. "А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2, 17). Когда же человек согрешил, то эта возможность перешла в неиз­бежную действительность, и Господь сказал человеку: "В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в зем­лю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Быт. 3, 19).

В 1 главе книги Бытия связь человека с прочими земными творениями передана мыслью о последовательном творении в течение шести дней, причем человек изображается со­зданным в последний, шестой день, точнее же - в конце шестого дня (Быт. 1, 24 - 31).

Внутреннее же неустранимое различие между человеком и прочими земными творениями выражено в Священном Писании свидетельством о богообразности человека, о при­звании его к богоуподоблению (Быт. 1, 26 - 27) и о том, что человек может и призван быть владыкой и рачитель­ным хозяином земли.

Священное Писание придает большое значение высокому достоинству человека, заботе Божией о человеке, призванию человека, состоящему в обращении к Богу и общении с Ним, факту непослушания человека и великому состраданию Бога к впадающему в непослушание человеку.

Бог сотворил человека не так, как прочие твари. Тогда как прежде все являлось просто по творческому слову: "Да бу­дет Г, созданию человека предшествовал особый предвечный совет Божий - совет между Лицами Святой Троицы, - совет, можно полагать, не о сотворении только человека, но и о бу­дущем воссоздании его после грехопадения, которое Господь предвидел. Ибо апостол Петр говорит о Христе как о непо­рочном и чистом Агнце, предназначенном еще прежде созда­ния мира (1 Пет. 1, 19 - 20).

Мысль о таком двояком предвечном совете (о сотворении и о воссоздании человека) ярко выражена и в церковном иконописном искусстве. "Наиболее полное соответствие уче­нию Церкви, - писал известный знаток иконографии про­фессор Леонид Александрович Успенский, - образ Троицы нашел в величайшем как по своему содержанию, так и по художественному выражению произведении, известном под именем Троицы Рублева...".

Здесь изображены три Ангела (в соответствии с повествова­нием книги Бытия о явлении трех странников Аврааму у ду­ба Мамврийского (Быт. 18, 1 - 16). "Не упраздняя историче­ского аспекта события, преподобный Андрей свел его к ми­нимуму, благодаря чему главное значение приобрело не биб­лейское событие как таковое, а его догматический смысл".

"На невысоких седалищах расположились вокруг стола три ангела, чрезвычайно похожие лицом друг на друга... Их взгляды задумчиво устремлены вдаль, как бы в немую и ти­хую вечность".

Левый ангел символизирует Бога Отца. Два другие ангела - Бога Сына и Бога Духа Святого.

Идея единства природы и равенства Лиц Святой Троицы выражена одинаковостью возраста, одинаковостью нимбов и синим (напоминающим небо) цветом, присутствующим в одеждах всех трех ангелов. Единоначалие Святой Троицы вы­ражено тем, что головы среднего и правого ангелов обращены в сторону левого ангела (по учению святых отцов:  Бог Отец есть "Начало и Корень Божества").

На иконе со всей силой передан акт величайшей жертвы любви Бога к человечеству. "Если наклон голов и фигур двух Ангелов, направленных в сторону третьего, объединяет их между собой, то жесты рук их направлены к стоящей на белом столе, как на престоле, евхаристической чаше с голо­вой жертвенного животного. Прообразуя добровольную жертву Сына Божия, она стягивает движения рук Ангелов, указывая на единство воли и действия заключившей завет с Авраамом Святой Троицы".

Сформированное из "праха земного" творение становится человеком лишь потому, что Бог "вдунул в лице его дыха­ние жизни" (Быт. 2, 7).

Среди сохранившихся наставлений и высказываний пре­подобного Серафима Саровского  находится и следующее объяснение сотворения человека и свойств его первоздан­ной природы:

"Многие толкуют, что когда в Библии говорится, что вду­нул Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и со­зданного Им из персти, то будто бы это значило, что в Ада­ме до того не было Души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, из персти земной созданная... Но это неосновательно и неверно утверждается, ибо Господь Бог со­здал Адама от персти земной в том составе, как святой апо­стол Павел утверждает: "Всесовершен ваш дух и душа и те­ло непорочно в пришествии Господа нашего Иисуса Христа да сохранится" (1 Фес. 5, 23). И все сии три части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мерт­вым был создан, но действующим, живым существом, по­добно другим живущим на земле одушевленным Божиим созданиям. Но вот в чем сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его дыхания жизни, то есть благода­ти Господа Духа Святаго, от Отца исходящаго и ради Сына в мир посылаемаго, то Адам, как ни совершенно превосхо­дил все прочие Божии создания, как венец творений Божиих на земле, но все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святаго, возводящаго его в богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хоть и имею­щим плоть, и душу и Дух, каждому по роду их принадле­жащие, но Духа Святаго внутрь себя неимущим".

Что касается рассказа о создании жены из ребра мужа (Быт. 2, 21 - 22), то, принимая во внимание характерный для древ­них жителей Востока менталитет (простоту и образность мы­шления), можно думать, что у бытописателя, хорошо знавшего свой народ, не было намерения объяснить происхождение же­ны в биологическом смысле. Символический рассказ, не приот­крывая тайны фактического ее происхождения, содержит в на­глядной форме выраженную истину о двуединстве человека, реализуемом в бранном союзе равносущных, соединенных лю­бовью, мужа и жены.

"Как это происходило, Моисей не говорит, и это тайна -замечает в своем сочинении "О человеке" архиепископ Хер­сонский Иннокентий (Борисов). - Ясно только то, что прежде нужно было образоваться общему организму, кото­рый потом разделился на два вида - мужа и жену".

Слова "Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей" (Быт. 2, 23) указывают на кровное родство, на род­ство по рождению.

В книге Бытия говорится: "И сказал Господь Бог: не хоро­шо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соот­ветственного ему" (Быт. 2, 18). Однако слово "помощница", также как и соответствующие слова в переводе 70-ти (βοηθός) и в Вульгате, не передают точно глубокого смысла еврейского подлинника. Более точный перевод был бы: "Со­творим ему восполняющего, который был бы перед ним". "Таким образом, здесь говорится не о восполнении в труде, а о  восполнении в самом бытии. Жена прежде всего нужна мужу, как его alter ego ("второй я").

"Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть" (Быт. 2, 24). Это слова Адама, но их подтверждает Сам Христос: "И будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть" (Мф. 19, 5 -6). Эти слова говорят не о временном телесном единении в родовом акте, а о постоянном метафизическом единстве су­пругов. Слово (σαρξ) (плоть) означает здесь не одно лишь тело (σώμα), а как бы одно существо, одного человека... Ког­да же говорится лишь о физическом единении мужчины и женщины (не в браке, а в блуде), то употребляется иное вы­ражение, а именно, что они - одно тело (εν σώμα εστίν) - 1  Кор. 6, 16.

ЛЕКЦИЯ  II ОСОБЕННОСТИ  БИБЛЕЙСКОГО  ПОВЕСТВОВАНИЯ  О ТВОРЕНИИ  МИРА ЛЕКЦИЯ  III ЧЕЛОВЕК  КАК ОСОБОЕ  ТВОРЕНИЕ  БОЖИЕ ЛЕКЦИЯ  IV НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ПОНЯТИЕ О СЛАВЕ БОЖИЕЙ