На главную
страницу

Учебные Материалы >> Патрология.

Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский. Книга первая. Аскетические опыты

Глава: Истина и дух. О любви к ближнему.

Не обольщайся самомнением и учением тех, обольщенных самомнением, которые, пренебре­гая истиною Церкви и Божественным открове­нием, утверждают, что истина может вещать в тебе самом без звуков слова, и наставлять тебя сама собою, каким-то неопределенным и неяс­ными действием. Это — учение лжи и ее наперс­ников.9

Признаки учения лжи: темнота, неопредели­тельность, мнение10 и следующее за ним, рож­даемое им мечтательное, кровяное и нервное наслаждение. Оно доставляется тонким действи­ем тщеславия и сладострастия.

Падшее человечество приступает к святой ис­тине верою; другого пути к ней нет. Вера от слу­ха, слух же глаголом Божиим (Рим. 10:17), на­учает нас апостол.

Слово Божие — истина (Ин. 17:17); заповеди евангельские — истина (Пс. 118:86), а всякий че­ловек — ложь (Пс. 115:2). Все это засвидетель­ствовано Божественным Писанием. Как же из того, кто — ложь, думаешь услышать голос свя­той истины?

Хочешь ли услышать его, — услышать духов­ный голос святой истины? — Научись читать Евангелие: от него услышишь истину, в нем уви­дишь истину. Истина откроет тебе падение твое и узы лжи, узы самообольщения, которыми не­видимо связана душа всякого человека, не обнов­ленного Святым Духом

Тебе стыдно сознаться, падший горделивец, гордый в самом падении своем, что ты должен искать истины вне себя, что вход для нее в твою душу — чрез слух и другие телесные чувства! Но это — неоспоримая правда, обличающая, как глу­боко наше ниспадение.

Так глубоко, так страшно ниспадение наше, что для извлечения нас из гибельной пропасти, Бог Слово принял на себя человечество, чтобы челове­ки из учеников диавола и лжи соделались ученика­ми Бога и Истины, при посредстве Слова и Духа Истины освободились от греховного рабства и на­учились всякой истине (Ин. 8:31—32; ср. Ин. 16:13).

Мы так грубы, так чувственны, что нужно было, чтобы святая Истина подверглась нашим телесным чувствам; нужны были не только зву­ки слова, но и исцеления недужных, ощутитель­ный знамения на водах, древах, хлебах, чтобы мы, убеждаемые телесными очами, могли сколько-нибудь усмотреть Истину. Так омрачились наши очи душевные!

Аще знамений и чудес не видите, не имате веровати (Ин. 4:48), упрекал Господь людей чув­ственных, просивших у Него исцеления телу и не подозревавших даже, что души их находятся в несравненно ужаснейшем недуге, и потому нуждаются несравненно более в исцелении и небесном Враче, нежели тела.

И человек сознался пред Господом, что знаме­ния, зримые телесными очами, привели его к вере, привели к зрению умом. Вем, говорил он Господу, яко от Бога пришел еси учитель: ник­то же бо может знамений сих творити, аще не будет Бог с ним (Ин. 3:2). А человек этот имел ученость земную.

Многие очами видели Спасителя, видели Его Божественную власть над всею тварию в твори­мых Им чудесах. Многие ушами своими слыша­ли Его святое учение, слышали самих бесов, сви­детельствующих о Нем; но не познали Его, воз­ненавидели Его, посягнули на ужаснейшее зло­деяние — на богоубийство. Так глубоко, так страшно наше падение, наше омрачение.

Кажется: достаточно прочитать одну главу Евангелия, чтобы познать говорящего в нем Бога. Глаголы живота вечного имаши, Господь и Бог наш, явившийся нам в смиренном виде челове­ка, и мы веровахом, и познахом, яко Ты еси Хри­стос, Сын Бога живаго (Ин. 6:68—69).

Вещает Сама Истина: Аще вы пребудете в словеси Моем, воистину ученицы Мои будете. И уразумеете истину, и истина свободит вы (Ин. 8:31—32). Изучай Евангелие, и будет из него вещать тебе неподдельная, святая истина.

Может вещать истина и внутри человека. Но когда это? Тогда, когда, по слову Спасителя, че­ловек облечется силою свыше (Лк. 24:49): егда приидет Он, Дyx Истины, наставит вы на всяку истину (Ин. 16:13).

Если же прежде явственного пришествия Свя­того Духа — удела святых Божиих — кто возом­нит слышать внутри себя вещающую истину, тот льстит только своей гордости, обманывает себя; он скорее слышит голос того, кто говорил в раю: будете яко бози (Быт. 3:5). И этот-то голос ка­жется ему голосом истины!

Познавать истину из Евангелия и святых от­цов, посредством чтения причащаться живуще­му в Евангелии и святых отцах Святому Духу — великое счастие.

Высшего счастия — счастия слышать истину от самого Пресвятого Духа — я не достоин! я не способен к нему! не способен выдержать его, со­хранить его: сосуд мой не готов, не окончен и не укреплен. Вино Духа, если б было влито в него, расторгло бы его, и само пролилось (Мф. 9:17), а потому всеблагий Господь мой, щадя немощь мою, долготерпит о мне (Лк. 18:7), и не представ­ляет мне в снедь сильного духовного брашна (Кор. 3:2).

Сотник признал себя недостойным принять Господа в дом свой, а просил, чтобы пришло в этот дом всемогущее слово Господа и исцелило отро­ка. Оно пришло; совершилось знамение, совер­шилось исцеление отрока. Господь похвалил веру и смирение сотника (Мф. 8, зач. 25).

Говорили сыны Израиля святому вождю сво­ему и законодателю, говорили из правильного понятия о величии Божества, из понятия, от ко­торого рождается в человеке сознание и позна­ние ничтожества человеческого: Глаголи ты с нами, и да не глаголет к нам Бог, да не умрем (Исх. 20:19). Смиренные и спасительные слова эти свойственны каждому истинному христиа­нину: предохраняется христианин таким сердеч­ным залогом от душевной смерти, которою по­ражает самообольщенных гордость и дерзость их. В противоположность истинному христианину, этому духовному израильтянину, вопиет в исступлении самооболыценный: «Сыны Израиля говорили некогда Моисею: говори ты к нам, и мы будем слушать; Господь же да не говорит к нам, чтобы нам не умереть. Не так, Господи, не так молю я! Да не говорит мне Моисей, или другой . кто из пророков: говори Ты, Господи Боже, дару­ющий вдохновение всем пророкам. Ты один, без них, можешь совершенно научить меня» (Под­ражание, кн. 3, гл. 2).

Недостоин Господа, недостоин подражания тот, кто весь в сквернах и нечистотах, а глупым, гордостным, мечтательным мнением думает быть в объятиях Пречистого, Пресвятого Госпо­да, думает иметь Его в себе и с Ним беседовать, как с другом (Подражание, кн. 3, гл. 1).

Бог прославляем в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его (Пс. 88:8), говорит Писание; Он страшен для са­мых высших небесных Сил. Шестокрылатые Се­рафимы парят вокруг Его престола, в исступле­нии и ужасе от величия Божия произносят неумолкающее славословие, огненными крылами закрывают огненные лица: видел это тайнозри­тель Исаия (Ис, гл. 6). Человек! благоговейно при­кройся смирением.

Довольно, довольно, если Слово Божие, исти­на взойдет в дом души при посредстве слыщания или чтения, и исцелит отрока, то есть тебя, находящегося еще в младенческом возрасте по отношению к Христу, хотя по возрасту плотско­му ты, может быть, уже украшен сединами.

Нет другого доступа к Истине! Како уверу­ют, говорит апостол, егоже не услышаша? како же услышать без проповедующего? Вера от слуха, слух же глаголом Божиим (Рим. 10: 14, 17). Замолкли живые органы Святого Духа: про­поведует истину изреченное Святым Духом Писание.

Верный Сын Восточной Церкви! Послушай совета дружеского, совета спасительного. Ты хо­чешь познать основательно путь Божий, придти по этому пути к спасению вечному? — Изучай святую истину в Священном Писании, преиму­щественно же в Новом Завете, и в писаниях свя­тых отцов. Непременно нужна при этом упраж­нении и чистота жизни: потому что только чис­тые сердцем могут зреть Бога. Тогда сделаешься, в свое время, в мере известной и угодной Богу, учеником и наперсником святой Истины, при­частником неразлучного с Нею, преподаемого Ею Святого Духа. Аминь.

 

О любви к ближнему

Что может быть прекраснее, насладительнее любви к ближнему?

Любить — блаженство; ненавидеть — мука.

Весь закон и пророки сосредоточиваются в любви к Богу и ближнему (Мф. 22:40).

Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в лю­бовь к Богу: потому что Христос благоволил та­инственно облечься в каждого ближнего наше­го, а во Христе — Бог (1 Ин.).

Не подумай, возлюбленнейший брат, чтобы заповедь любви к ближнему была так близка к нашему падшему сердцу: заповедь — духовна, а нашим сердцем овладели плоть и кровь; запо­ведь — новая, а сердце наше — ветхое.

Естественная любовь наша повреждена паде­нием; ее нужно умертвить — повелевает это Хри­стос — и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему, любовь во Христе.

Свойства нового человека должны быть все новые; никакое ветхое свойство нейдет ему.

Не имеет цены пред Евангелием любовь от движения крови и чувствований плотских.

И какую может она иметь цену, когда при разгорячении крови дает клятву положить душу за Господа, а чрез несколько часов, при охлаждении крови, дает клятву, что не знает Его? (Мф. 26: 33, 35,74).

Евангелие отвергает любовь, зависящую от дви­жения крови, от чувств плотского сердца. Оно го­ворит: Не мните яко приидох воврещи мир на зем­лю: не приидох воврещи мир, но меч. Приидох бо разлучити человека на отца своего и дщерь на матерь свою, и невесту на свекровь свою. И вра­ги человеку домашний его (Мф. 10: 34—36).

Падение подчинило сердце владычеству кро­ви и, посредством крови, владычеству миродержителя. Евангелие освобождает сердце из этого плена, из этого насилия, приводит под руковод­ство Святого Духа.

Святой Дух научает любить ближнего свято.

Любовь, возженная, питаемая Святым Ду­хом — огнь. Этим огнем погашается огнь любви естественной, плотской, поврежденной грехопа­дением (Лествица, слово 15, гл. 3).

«Говорящий, что можно иметь ту и другую любовь, обольщает сам себя», сказал святой Иоанн Лествичник (слово 3, гл. 16).

В каком падении наше естество? Тот, кто по естеству способен с горячностью любить ближ­него, должен делать себе необыкновенное при­нуждение, чтобы любить его так, как повелевает любить Евангелие.

Пламеннейшая естественная любовь легко обращается в отвращение, в непримиримую не­нависть (2 Цар. 13:15).

Естественная любовь выражалась и кинжалом.

В каких язвах наша любовь естественная! Ка­кая тяжкая на ней. язва — пристрастие! Обладаемое пристрастием сердце способно ко вся­кой несправедливости, ко всякому беззако­нию, лишь бы удовлетворить болезненной люб­ви своей.

Мерила льстивая мерзость пред Господем, вес же праведный приятен Ему (Притч. 11:1).

Естественная любовь доставляет любимому своему одно земное; о небесном она не думает.

Она враждует против Неба и Духа Святого, потому что Дух требует распятия плоти.

Она враждует против Неба и Духа Святого, потому что находится под управлением духа лу­кавого, духа нечистого и погибшего.

Приступим к Евангелию, возлюбленнейший брат, поглядимся в это зеркало! глядясь в него, свергнем ризы ветхие, в которые облекло нас падение, украсимся ризою новою, которая приго­товлена нам Богом.

Риза новая — Христос. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:27).

Риза новая — Дух Святой. Облечетеся силою свыше (Лк. 24:49), сказал о этой ризе Господь.

Облекаются христиане в свойства Христовы действием всеблагого Духа.

Возможно для христианина это одеяние. 06лецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плотиугодия не творите в похоти (Рим. 13:14), говорит апостол.

Сперва, руководствуясь Евангелием, откинь вражду, памятозлобие, гнев, осуждение и все, что прямо Противодействует любви.

Евангелие велит молиться за врагов, благослов­лять клянущих, творить добро ненавидящим, ос­тавлять ближнему все, что бы он ни сделал про­тив нас.

Постарайся, желающий последовать Христу, исполнять все эти заповедания самым делом.

Очень недостаточно только с удовольствием прочитать веления Евангелия и подивиться высо­кой нравственности, которую они в себе содержат. К сожалению, многие этим удовлетворяются.

Когда приступишь к исполнению велений Евангелия, тогда с упорством воспротивятся этому исполнению владыки твоего сердца. Эти вла­дыки: твое собственное плотское состояние, при котором ты подчинен плоти и крови, и падшие духи, которым подвластная страна — плотское состояние человека.

Плотское мудрование, его правда и правда падших духов потребуют от тебя, чтобы ты не уронил чести своей и других тленных преиму­ществ, защитил их. Но ты с мужеством выдержи невидимую борьбу, водимый Евангелием, води­мый Самим Господом.

Пожертвуй всем для исполнения евангельских заповедей. Без такого пожертвования ты не воз­можешь быть исполнителем их. Господь сказал ученикам Своим: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе (Мф. 16:34).

Когда с тобою Господь — надейся на победу: Господь не может не быть победителем.

Испроси себе у Господа победу; испроси ее постоянною молитвою и плачем. И придет нео­жиданно действие благодати в твое сердце: ты ощутишь внезапно сладостнейшее упоение ду­ховною любовию ко врагам.

Еще предстоит тебе борьба! еще нужно тебе быть мужественным! Взгляни на предметы тво­ей любви: они очень тебе нравятся? к ним очень привязано твое сердце? — Отрекись от них.

Этого отречения требует от тебя Господь, законоположитель любви, не с тем, чтобы лишить тебя любви и любимых, но чтобы ты, отвергнув любовь плотскую, оскверненную примесью гре­ха, соделался способным принять любовь духов­ную, чистую, святую, которая — верховное бла­женство.

Ощутивший любовь духовную с омерзением будет взирать на любовь плотскую, как на урод­ливое искажение любви.

Как отречься от предметов любви, которые как бы приросли к самому сердцу? Скажи о них Богу: «Они, Господи, Твои; а я — кто? немощное создание, не имеющее никакого значения. Се­годня я еще странствую на земле, могу быть по­лезным для любимых моих чем-нибудь; завтра, может быть, исчезну с лица ее, и я для них — ничто! Хочу или не хочу, — приходит смерть, приходят прочие обстоятельства, насильственно отторгают меня от тех, которых я считал мои­ми, и они уже — не мои. Они и не были по са­мой вещи моими; было какое-то отношение между мною и ими; обманываясь этим отноше­нием, я называл, признавал их моими. Если б они были точно мои — навсегда остались бы принад­лежать мне. Создания принадлежат одному Со­здателю: Он — их Бог и Владыка. Твое, Господь мой, отдаю Тебе: себе присвоил я их неправиль­но и напрасно». Для  них вернее быть Божиими. Бог вечен, вез­десущ, всемогущ, безмерно благ. Тому, кто Его, Он — самый верный, самый надежный Помощ­ник и Покровитель.

Свое Бог дает человеку: и делаются человеку человеки своими, на время по плоти, на веки по духу, когда Бог благоволит дать этот дар человеку.

Истинная любовь к ближнему основана на вере в Бога: она — в Боге. Вси едино будут, вещал Спаситель мира ко Отцу Своему: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин. 17:21).

Смирение и преданность Богу убивают плот­скую любовь. Значит, она живет самомнением и неверием.

Делай, что можешь полезного и что позволяет закон, твоим любимым; но всегда поручай их Богу, и слепая, плотская, безотчетливая любовь твоя обратится мало-помалу в духовную, разумную, святую. Если же любовь твоя — пристрастие про­тивозаконное, то отвергни ее, как мерзость.

Когда сердце твое не свободно — это знак при­страстия.

Когда сердце твое в плену — это знак страсти безумной, греховной. Святая любовь — чиста, свободна, вся в Боге.

Она — действие Святого Духа, действующего в сердце по мере его очищения.

Отвергнув вражду, отвергнув пристрастия, от­рекшись от плотской любви, стяжи любовь духов­ную; уклонися от зла, и сотвори благо (Пс. 33:15).

Воздавай почтение ближнему как образу Бо­жию, — почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Деятель­ность твоя да будет таинственно сообразна твое­му душевному настроению.

Воздавай почтение ближнему, не различая воз­раста, пола, сословия, — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.

Причина этой святой любви — не плоть и кровь, не влечение чувств, — Бог.

Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они — образ Божий.

Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его.

Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввер­гнут образ Божий по суду Божию: мое дело со­хранить почтение к образу Божию, и тем сохра­нить себя от ада.

И слепому, и прокаженному, и поврежденно­му рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение как образу Божию. Что тебе до их немощей и недо­статков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви.

В христианине воздай почтение Христу, Кото­рый сказал в наставление нам и еще скажет при решении нашей участи вечной: Еже сотвористе меньшему сих братий Моих, Мне сотвористе (Мф. 25:40).

В обращении твоем о ближними содержи в памяти это изречение Евангелия, и соделаешься наперсником любви к ближнему.

Наперсник любви к ближнему входит ею в любовь к Богу.

Но если ты думаешь, что любишь Бога, а в сер­дце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку, то ты — в горестном само­обольщении.

Аще кто ренет, говорит святой Иоанн Бого­слов, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть... Сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога любит и брата своего (1 Ин. 4:20—21).

Явление духовной любви к ближнему — при­знак обновления души Святым Духом: Мы вемы, говорит опять Богослов, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию: не любяй бо брата пребывает в смерти (1 Ин. 3:14).

Совершенство христианства — в совершенной любви к ближнему.

Совершенная любовь к ближнему — в любви к Богу, для которой нет совершенства, для кото­рой нет окончания в преуспеянии.

Преуспеяние в любви к Богу бесконечно: по­тому что любовь есть бесконечный Бог (Ин. 4:16).

Любовь к ближнему — основание в здании любви.

Возлюбленный брат! Ищи раскрыть в себе ду­ховную любовь к ближним: войдя в нее, войдешь в любовь к Богу, во врата воскресения, во врата Царствия Небесного. Аминь.

Об удалении от чтения книг, содержащих в себе лжеучение Истина и дух. О любви к ближнему. О любви к Богу.