На главную
страницу

Учебные Материалы >> Литургика.

Михаил Скабалланович. Толковый Типикон

Глава: СТЕПЕННЫ

Псалтирное пение теперь сменяется подражательным ему христиан­ским, и заканчивающее такое пение чтение здесь бывает величайшим. Разу­меем степенны и Евангелие. Степенны (αναβαθμοί), в просторечии называе­мые за способ пения их антифонами, как показывает название, составляют подражание псалмам 119—133, надписанным «песни степеней». Такое над­писание псалмов (с евр. «восхождений», Вульгата: graduum) объясняют ны­не так, что эти псалмы пелись праздничными паломниками в Иерусалиме при подъеме на его возвышенность, или партиями возвращавшихся из пле­на (прежде объясняли название так, что эти псалмы пелись на ступенях ле­стницы из храмового двора женщин во двор израильтян, — на том основа­нии, что раввины сравнивали эти псалмы с 15 ступенями той лестницы). Под впечатлением недавних бедствий избранного народа, псалмы эти часто говорят о ценности для последнего Иерусалима и храма и внушают чувство крепкой надежды на Бога, способной усладить горесть всяких бедствий. Эти-то псалмы и легли в основу степенных антифонов. Для каждого гласа — 3 степенна, по 3 антифона в каждом, только для 8 гл. 4 степенна. Каждый антифон поется дважды, по разу правым и левым хорами. Степенны 5—8 гл. параллельны (как и гласы) степенным 1—4 гл. и подражают в 1 и 5 гл. пс. 119-121,2 и 6 гл. - 122-124,3 и 7 гл. - 125-127,4 и 8 гл. - 128-132. Они содержат молитву об исправлении и очищении души и выражают на­дежду на это исправление; так как оно достигается благодатью Духа Свято­го, то каждый 3-й стих (антифон) посвящен Его прославлению. Частнее — степенны то заключают молитву к Богу, чтобы он просветил «меня» добро­детелью, спас от страстей, греховного огня, от диавола, то стараются сооб­щить надежде на Бога непоколебимость и любви к Нему крепость, описыва­ют благодать Церкви, сладость пустынного жития и молитвы во храме (которая в воскресный день сменяла для древнего монаха келейную молит­ву — «о рекших мне во дворы внидем Господни»). Таким образом, степенны имеют общеназидательное (не специально воскресное), аскетическое содержание, как вообще в воскресную службу введено много общеназида­тельного элемента, ввиду того, что на воскресенье Церковь смотрит не только как на день для прославления этого события, но и как на день, в ко­торый христианин, занятый целую неделю житейскими заботами, может подумать и о душе. Но и при таком содержании степенны вяжутся с воспо­минанием воскресения, напоминая о спогребении Христу для совоскресения с Ним (ср. Апостол Великой субботы). Напев антифонов сложнее тропарного и седального; в нем звучит торжество победы над страстями. Особую красоту их пению сообщает повторение каждого стиха обоими ли­ками без припевов, исключая последний стих (в честь Духа Святого), кото­рый, как заключительный, имеет припев Слава и ныне, благодаря чему про­славление Святого Духа предваряется прославлением Св. Троицы. Число 9 для антифонов каждого гласа могло быть выбрано на основании видения св. Игнатия, что 9 чинов Ангельских попеременно воспевали Св. Троицу.

 

История степени

Степенны по слогу настолько отличаются от Дамаскиновых песнопений Октоиха, что уже Никифор Каллист, а вслед за ним Никодим Святогорец, считали автором их св. Феодора Студита, и помечены его именем, по-види­мому, в ркп. Бодлеевой библ. И по содержанию они соответствуют всему направлению литературной деятельности св. Феодора (все же новейшие ви­зантологи не помещают их в числе его творений). Они упоминаются Ипоти­посисом на нынешнем месте воскресной утрени. По Ал.-Студиевскому уста­ву на праздничной утрене, не имевшей ни Непорочных, ни полиелея, это была самая торжественная часть. По этому уставу степенны пелись со стиха­ми степенных псалмов: в каждом степенне 1 ант. без стихов впереди, затем 4 стиха псалма, причем 1-й с аллилуиа и нененайками, ант. 2-й, 4 других сти­ха псалма с такими же прибавками к 1-му ст. и ант. 3-й (Святому Духу).

 

Звон к Евангелию

Степенны своим аскетическим содержанием очищают, «возвышают» душу и этим подготовляют молящихся к слушанию Евангелия. О предстоя­щем чтении последнего возвещается во время пения степени звоном «в кам­паны», т. е. трезвоном. Этот звон указывает на то, что «во всю землю изыде вещание» Евангелия. Евангелие только воскресной и праздничной утрени имеет пред собою звон, а литургийное — нет, потому что последнее часто неимеет отношения к воспоминаемому событию и потому что на литургии звоном отмечается более священный момент. Практика переносит звон к утреннему Евангелию на начало полиелея. «Иерей же и диакон, вшедше во святилище, облачатся по обычаю», — если не было полиелея, к которому нужно было облачиться, или если облачение снималось на чтение.

 

По старым уставам

Груз, ркп.: «кандиловжигатель звонит в железное; священник и диакон облачаются»; греч.: «отходит кандилаптис и знаменает (в) железное»; древн. слав.: «кандилаптис шед знаменает в железное, иерей же в алтари об­лачится (в священныя ризы)»; поздн. (с XV в.): «параекклисиарх шед уда­ряет в един кампан...»; старообр.: «+ или в железное било» (нет о облаче­нии).

НЕПОРОЧНЫ ИЛИ ПОЛИЕЛЕЙ СТЕПЕННЫ ПРОКИМЕН УТРЕНИ