На главную
страницу

Учебные Материалы >> Патрология.

Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский. КНИГА ТРЕТЬЯ. Аскетическая проповедь

Глава: СЛОВО в первую неделю Великого поста

О православии

 

Возлюбленные братия! Началом слова нашего в неделю православия весьма естественно быть вопросу: что есть православие?

Православие есть истинное богопознание и богопочитание; православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; православие есть про­славление Бога истинным познанием Его и по­клонением Ему; православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием Ему благодати Всесвятого Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7:39). Где нет Духа, там нет православия.

Нет православия в учениях и умствованиях человеческих: в них господствует лжеименный разум - плод падения. Православие - учение Святого Духа, данное Богом человекам во спасе­ние. Где нет православия, там нет спасения. «Иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держата кафолическую веру, ея же аще кто целы и непорочны не соблюдет, кроме всякого недоуме­ния, вовеки погибнет»10.

Драгоценное сокровище - учение Святого Духа! Оно преподано в Священном Писании и в Священном Предании Православной Церкви. Драгоценное сокровище - учение Святого Духа! В нем - залог нашего спасения. Драгоценна, ни­чем не заменима, ни с чем не сравнима для каж­дого из нас наша блаженная участь в вечности; столько же драгоценен, столько же превыше вся­кой цены и залог нашего блаженства - учение Святого Духа.

Чтоб сохранить для нас этот залог, Святая Церковь исчисляет сегодня во всеуслышание те учения, которые порождены и изданы сатаною, которые - выражение вражды к Богу, которые наветуют нашему спасению, похищают его у нас. Как волков хищных, как змей смертоносных, как - татей и убийц, Церковь обличает эти учения; ох­раняя нас от них и воззывая из погибели обольщенных ими, она предает анафеме эти уче­ния и тех, которые упорно держатся их.

Словом анафема означается отлучение, отвер­жение. Когда Церковию предается анафеме ка­кое-либо учение - это значит, что учение содер­жит в себе хулу на Святого Духа и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд уст­раняется от пищи. Когда предается анафеме че­ловек - это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спа­сения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей. Когда человек вознамерится оставить богохульное учение и принять учение содержимое Православною Церковию, то он обязан по правилам Православной Церкви пре­дать анафеме лжеучение, которое он доселе со­держал и которое его губило, отчуждая от Бога, содержа во вражде к Богу, в хуле на Святого Духа, в общении с сатаною.

Значение анафемы есть значение духовного церковного врачевства против недуга в духе чело­веческом, причиняющего вечную смерть. При­чиняют вечную смерть все учения человеческие, вводящие свое умствование, почерпаемое из лже­именного разума, из плотского мудрования- этого общего достояния падших духов и человеков - в Богом открытое учение о Боге. Челове­ческое умствование, введенное в учение веры хри­стианской, называется ересию, а последование этому учению - зловерием (Лествица. Слово 1).

Апостол к числу дел плотских причисляет и ереси (Гал. 5:20). Они принадлежат к делам плот­ским по источнику своему - плотскому мудрованию, которое - смерть, которое - вражда на Бога, которое Закону Божию не покоряется, ниже бо может (Рим. 8: 6, 7). Они принадлежат к делам плотским по последствиям своим. Отчуждив дух человеческий от Бога, соединив его с духом сатаны по главному греху его - богохуль­ству, они подвергают его порабощению страстей как оставленного Богом, как преданного соб­ственному своему падшему естеству. Омрачися неразумное сердце их, говорит Апостол о мудре­цах, уклонившихся от истинного богопознания: глаголющеся быти мудри, объюродеша, приме­нима истину Божию во току: сего ради предаде их Бог в страсти бесчестия (Рим. 1: 21, 22, 25, 26). Страстями бесчестия называются разнообразные блудные страсти. Поведение ересиархов было развратное: Аполлинарий имел прелюбо­дейную связь (Житие преподобного Ефрема Си­рина), Евтихий был особенно порабощен страс­ти сребролюбия (Церковная история флери. Том 2, кн. 27, гл. 28), Арий был развратен до неверо­ятности. Когда его песнопение, Талию, начали читать на Первом Никейском Соборе, отцы Со­бора заткнули уши, отказались слышать срамос­ловие, не могущее никогда прийти на ум челове­ку благочестивому. Талия была сожжена. К счас­тию христианства, все экземпляры ее истреблены: осталось нам историческое сведение, что это сочинение дышало неистовым развратом (То же. Том 1, кн. 10, гл. 36 и кн. 11). Подобны Талии многие сочинения новейших ересиархов: в них страшное богохульство соединено и перемеша­но с выражениями страшного, нечеловеческого разврата и кощунства. Блаженны те, которые никогда не слыхали и не читали этих изверже­ний ада. При чтении их соединение духа ереси­архов с духом сатаны делается очевидным.

Ереси, будучи делом плотским, плодом плотс­кого мудрования, изобретены падшими духами. «Бегайте безбожных ересей, - говорит святой Игнатий Богоносец, - суть бо диавольского изоб­ретения - начало злобного оного змия» (Посла­ние 1-е к Граллианам). Этому не должно удив­ляться: падшие духи низошли с высоты духовно­го достоинства; они ниспали в плотское мудро­вание более, нежели человеки. Человеки имеют возможность переходить от плотского мудрова­ния к духовному; падшие духи лишены этой воз­можности. Человеки не подвержены столько сильному влиянию плотского мудрования, пото­му что в них естественное добро не уничтожено, как в духах, падением. Б человеках добро смеша­но со злом и потому непотребно; в падших духах господствует и действует одно зло. Плотское мудрование в области духов получило обширнейшее, полное развитие, какого оно только может дос­тигнуть. Главнейший грех их - исступленная ненависть к Богу, выражающаяся страшным не­престанным богохульством. Они возгордились над Самим Богом; покорность Богу, естествен­ную тварям, они превратили в непрерывающее­ся противодействие, в непримиримую вражду. Оттого падение их глубоко и язва вечной смер­ти, которою они поражены, неисцелима. Суще­ственная страсть их - гордость; они преобладаются чудовищным и глупым тщеславием, нахо­дят наслаждение во всех видах греха, вращаются постоянно в них, переходя от одного греха к дру­гому. Они пресмыкаются и в сребролюбии, и в чревообъядении, и в прелюбодеянии (святой Игнатий Богоносец. Послание к Филипписеям). Не имея возможности совершать плотские гре­хи телесно, они совершают их в мечтании и ощущении; они усвоили бесплотному естеству поро­ки свойственные плоти; они развили в себе эти неестественные им пороки несравненно более, нежели сколько они могут быть развитыми меж­ду человеками11. Спаде с небесе, говорит Пророк о падшем херувиме, денница восходящая заут­ра, сокрушися на земли. Ты рекл ecu во уме тво­ем: на небо взыду, выше звезд поставлю престол мой, буду подобен Вышнему. Ныне же во ад снидеши и во основания земли повержен будеши на горах, яко мертвец (Ис. 14:12-15, 19).

Падшие духи, содержа в себе начало всех гре­хов, стараются вовлечь во все грехи человеков с целию и жаждою погубления их. Они вовлекают нас в разнообразное угождение плоти, в корыс­толюбие, в славолюбие, живописуя пред нами предметы этих страстей обольстительнейшею живописью. В особенности они стараются вов­лечь в гордость, от которой прозябают, как от семян растения, вражда к Богу и богохульство. Грех богохульства, составляющий сущность вся­кой ереси, есть самый тяжкий грех, как грех, при­надлежащий собственно духам отверженным и составляющий их отличительнейшее свойство. Падшие духи стараются прикрыть все грехи бла­говидною личиною, называемою в аскетических отеческих писаниях оправданиями12. Делают они это с тою целию, чтоб человеки удобнее были обольщены, легче согласились на принятие гре­ха. Точно так они поступают и с богохульством: стараются его прикрыть великолепным наиме­нованием, пышным красноречием, возвышен­ною философиею. Страшное орудие в руках ду­хов - ересь! Они погубили посредством ереси целые народы, похитив у них, незаметно для них, христианство, заменив христианство богохуль­ным учением, украсив смертоносное учение наи­менованием очищенного, истинного, восстанов­ленного христианства. Ересь есть грех, совершае­мый преимущественно в уме. Грех этот, будучи принят умом, сообщается духу, разливается на тело, оскверняет самое тело наше, имеющее спо­собность принимать освящение от общения с Божественною благодатию и способность осквер­няться и заражаться общением с падшими духа­ми. Грех этот малоприметен и малопонятен для не знающих с определенностию христианства и потому легко уловляет в свои сети простоту, неве­дение, равнодушное и поверхностное исповеда­ние христианства. Уловлены были на время ересию преподобные Иоанникий Великий, Герасим Иорданский и некоторые другие угодники Божии. Если святые мужи, проводившие жизнь в исклю­чительной заботе о спасении, не могли вдруг по­нять богохульства, прикрытого личиною, что ска­зать о тех, которые проводят жизнь в житейских попечениях, имеют о вере понятие недостаточное, самое недостаточное? Как узнать им смертонос­ную ересь, когда она предстанет им разукрашен­ною в личину мудрости, праведности и святости? Вот причина, по которой целые общества челове­ческие и целые народы легко склонились под иго  ереси. По этой же причине очень затруднительно обращение из ереси к православию, гораздо затруднительнее, нежели из неверия и идолопоклон­ства. Ереси, подходящие ближе к безбожию, удоб­нее познаются и оставляются, нежели ереси ме­нее удалившиеся от православной веры и потому более прикрытые. Римский император, равноапо­стольный великий Константин писал письмо свя­тому Александру, патриарху Александрийскому, обличителю ересиарха Ария, увещавая его прекра­тить прения, нарушающие мир из-за пустых слов. Этими словами, которые названы пустыми, от­вергалось Божество Господа Иисуса Христа, унич­тожалось христианство (Церковная история Флери. Том 1, кн. 10, гл. 42). Так неведение и в святом муже, ревнителе благочестия, было обмануто не­доступною для постижения его кознию ереси.

Ересь, будучи грехом тяжким, грехом смерт­ным, врачуется быстро и решительно, как грех ума - искренним, от всего сердца, преданием ее анафеме. Святой Иоанн Лествичник сказал: «Свя­тая Соборная Церковь принимает еретиков, ког­да они искренно предадут анафеме свою ересь (Слово 15, гл. 49), и немедленно удостаивает их Святых Таин, а впавших в блуд, хотя б они испо­ведали и оставили свой грех, повелевает по апос­тольским правилам на многие годы отлучать от Святых Таин» (Лаодикийского Собора прави­ло 6). Впечатление, произведенное плотским гре­хом, остается в человеке и по исповеди греха, и  по оставлении его; впечатление, произведенное ересию, немедленно уничтожается по отверже­нии ее. Искреннее и решительное предание ере­си анафеме есть врачевство, окончательно и впол­не освобождающее душу от ереси. Без этого врачевства яд богохульства остается в духе человечес­ком и не престанет колебать его недоумениями и сомнениями, производимыми неистребленным сочувствием к ереси; остаются помыслы, взима­ющиеся на разум Христов (2 Кор. 10:5), соделывающие неудобным спасение для одержимого ими, одержимого непокорством и противлени­ем Христу пребывшего в общении с сатаною. Врачевство анафемою всегда признавалось необ­ходимым Святою Церковию от страшного неду­га ереси. Когда блаженный Феодорит, епископ Кипрский, предстал на четвертом Вселенском Соборе пред отцами Собора, желая оправдаться во взведенных на него обвинениях, то отцы по­требовали от него прежде всего, чтоб он предал анафеме ересиарха Нестория. Феодорит, отвер­гавший Нестория, но не так решительно, как от­вергала его Церковь, хотел объясниться. Отцы снова потребовали от него, чтоб он решительно,без оговорок, предал анафеме Нестория и его уче­ние. Феодорит опять выразил желание объяснить­ся, но отцы опять потребовали от него анафемы Несторию, угрожая в противном случае признать еретиком самого Феодорита. Феодорит произнес анафему Несторию и всем еретическим учени­ям того времени. Тогда отцы прославили Бога, провозгласили феодорита пастырем православ­ным, а Феодорит уже не требовал объяснения, извергши из души своей причины возбуждавшие нужду в объяснении (Флери, История христиан­ства. Том 2, кн. 20, гл. 24). Таково отношение духа человеческого к страшному недугу ереси.

Услышав сегодня грозное провозглашение врачевства духовного, примем его при истинном понимании его и, приложив к душам нашим, отвергнем искренно и решительно те гибельные учения, которые Церковь будет поражать анафе­мою во спасение наше. Если мы и всегда отверга­ли их, то утвердимся голосом Церкви в отверже­нии их. Духовная свобода, легость, сила, которые мы непременно ощутим в себе, засвидетельству­ют пред нами правильность церковного действия и истину возвещаемого ею учения.

Провозглашает Церковь: «Пленяющим разум свой в послушание Божественному откровению и подвизавшихся за его ублажаем и восхваляем; противящихся истине, если они не покаялись пред Господом, ожидавшим их обращения и рас­каяния, если они не восхотели последовать Свя­щенному Писанию и Преданию первенствую­щей Церкви, отлучаем и анафематствуем. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, что этот мир самобытен, что все совершается в нем без Промысла Божия, по случаю: анафема .Говорящим, что Бог не дух, а вещество, также не признающим Его праведным, милосердым, премудрым, всеведущим и произносящим по­добные сему хуления: анафема .Дерзающим утверждать, что Сын Божий не единосущен и не равночестен Отцу, также и Дух Святой, не исповедующим, что Отец, Сын и Свя­той Дух - един Бог: анафема .Позволяющим себе говорить, что к нашему спасению и очищению от грехов не нужно при­шествие в мир Сына Божия по плоти, Его воль­ные страдание, смерть и воскресение: анафема. Не приемлющим благодати искупления, про­поведуемого Евангелием как единственного сред­ства к оправданию нашему пред Богом: анафема. Дерзающим говорить, что Пречистая Дева Мария не была прежде рождества, в рождестве и по рождестве Девою: анафема. Не верующим, что Святой Дух умудрил пророков и апостолов, чрез них возвестил нам истин­ный путь ко спасению, засвидетельствовав его чудесами, что Он и ныне обитает в сердцах вер­ных и истинных христиан, наставляя их на вся­кую истину: анафема. Отвергающим бессмертие души, кончину века, будущий суд и вечное воздаяние за добродетели на небесах, а за грехи осуждение: анафема.

Отвергающим таинства Святой Христовой Церкви: анафема.

Отвергающим Соборы святых отцов и их пре­дания, согласующие Божественному Открове­нию, благочестно хранимые Православною Ка­фолическою Церковию: анафема» (Последование в Неделю Православия).

Божественная Истина вочеловечилась, чтоб спасти Собою нас, погибших от принятия и ус­воения убийственной лжи. Аще вы пребудете в словеси Моем, вещает она, если вы примете Мое учение и пребудете верными ему, воистину уче­ницы Мои будете и уразумеете Истину, и Ис­тина свободит вы (Ин. 8: 31, 32). Пребыть вер­ными учению Христову может только тот, кто с решительностию отвергнет, постоянно будет от­вергать все учения придуманные и придумывае­мые отверженными духами и человеками, враж­дебные учению Христову, учению Божию, наветующими целость и неприкосновенность его. В неприкосновенной целости хранится откро­венное учение Божие единственно и исключи­тельно в лоне Православной Восточной Церкви. Аминь.

РЕЧЬ к братии по приобщении Святым Христовым Таинам СЛОВО в первую неделю Великого поста ПОУЧЕНИЕ во вторую неделю Великого поста