На главную
страницу

Учебные Материалы >> Сектоведение.

Диакон Андрей Кураев. САТАНИЗМ для ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Глава: ОТ АВТОРА

Сначала я хотел бы обратиться к тем, кому Рерихи не инте­ресны.

Эта книга написана на тему "теософия и христианство". Это означает, что в ней речь идет не только о теософии, но и о хри­стианстве. Из оглавления достаточно ясно видны главы, в кото­рых можно ожидать изложения христианского мировоззрения.

Кроме того, тем людям, у кого нет сомнения в том, что ок­культное учение Рерихов носит религиозный характер, я бы со­ветовал пропустить первую часть и начать читать книгу с шес­той главы. Именно со второй части начинается собственно фило­софское сопоставление христианства и оккультизма — а, зна­чит, речь уже пойдет не только о Рерихах, но и о том, что беско­нечно важнее их "Агни Йоги": о христианстве и о том, чем отли­чается христианство от язычества.

Мне самому изучение оккультизма помогло лучше понять христианство. Нет, я не шел столь обычным сегодня путем от йоги к Евангелию, от оккультизма к Церкви. Уже будучи свя­щеннослужителем Православной Церкви, я впервые раскрыл ок­культные книги. И очень многое в Писании и в богословии, в церковной истории и в церковной практике стало для меня яснее.

Вообще многое в самом христианстве становится яснее, если сопоставлять его с оккультизмом. Дело в том, что теософия в некотором смысле — природный враг христианства. Как, на­пример, волк является естественным врагом зайца. Никак не понять смысл неуклюжего черепашьего панциря, если не знать о ее природных врагах. Если у черепах толстый панцирь — зна­чит, у кого-то слишком острые зубки. Если у христианства тол­стый панцирь догматов — значит, было от чьих зубов защи­щаться.

Новозаветные книги явно полемичны. И как любые полеми­ческие сочинения, их нельзя вполне понять, если не знать, ка­кие идеи и доводы выдвигали оппоненты, на какие положения церковной веры они нападали.

Теософия начала христианской эры носила имя гностициз­ма. Гностицизм вероятнее всего возник на несколько десятиле­тий раньше христианства. И он с огромным энтузиазмом отнес­ся к перспективе поглотить веру апостольской Церкви и по мер­кам ветхого язычества перетолковать Новый Завет. Именно в полемике с древним оккультизмом гностиков писались апостоль­ские послания и Евангелия. Именно гностицизму противостоя­ли все христианские авторы I-III веков. И в полемике с оккуль­тистами Церковь уясняет свою веру, уясняет служение и учение Христа. Гностицизм был побежден и исчез с поверхности историчес­кой жизни. И многое в христианстве стало непонятным — ибо трудно уловить логику рассуждения, если не знаешь суждений оппонента. Трудно понять смысл телефонной дискуссии, если слышишь лишь одного собеседника.

Сейчас этот оппонент вновь явлен. И мы по-новому можем оценить христианство...

Почему среди моря оккультных школ были избраны для со­поставления с христианством именно Рерихи? Ведь прямых пос­ледователей учения Рерихов не так уж и много в России. К счастью, да. Но оккультизм в целом, в совокупности многих сотен своих школок и секточек, весьма многочислен и активен. И среди многочисленных российских оккультистов немногочис­ленная школа рериховцев, пожалуй, самая большая и самая известная. С оккультизмом как таковым, с оккультизмом "во­обще" спорить слишком трудно. Покажешь, что некоторое ут­верждение некоего оккультного автора и ненаучно, и не слиш­ком совершенно с точки зрения нравственности, — а остальные оккультисты скажут: "Ну, так это же нас не касается. Для нас критикуемый вами автор никак не авторитетен. Вы бы ознако­мились с книгами именно нашей группы!".

Поэтому для постоянного диалога нужно выбрать такую ок­культную школу, которая достаточно определенна в своих взгля­дах, которая не считается периферийной или "еретической" в большинстве других оккультных течений, которая изложила свои взгляды письменно и в которой завершен процесс формирова­ния канонически значимых вероучительных текстов.

Этим требованиям отвечают учение основательницы теосо­фии Е. П. Блаватской и тесно связанное с нею учение "Живой Этики" Рерихов. Эти фигуры никак не назовешь периферийны­ми в оккультизме. И способ их мышления, и основные черты их мировоззрения являются общими для основного круга современ­ных оккультных течений.

Поэтому через сопоставление учения Блаватской и Рерихов с христианством можно получить выводы, значимые и для анали­за большинства других современных оккультно-эзотерических групп.

* * *

В предлагаемой книге два тома. Первый больше говорит о теософии, чем о христианстве. Но очевидно, что было бы не­возможно ограничиться лишь критикой оккультизма. Необхо­димо дать хотя бы краткое, позитивное изложение православ­ного миропонимания. Поэтому второй том излагает те стороны христианского вероучения, которые более всего искажают­ся оккультистами.

  ОТ АВТОРА ПРЕДИСЛОВИЕ