В 1947 году к организации Евангельских Христиан-Баптистов (ЕХБ) присоединилось несколько общин пя-тидесятников -"единственников" (ЕХДА). Объединение было навязано пятидесятникам на основании известного Соглашения 1945 года.
Существует запись переговоров евангельских христиан и руководителей общин "единственников", на которых со стороны ЕХДА присутствовали Н.П.Смородин (возглавивший это направление после смерти А.И.Иванова в 1935 году), а также Н.И.Шишков и Е.М.Рудников. Никакого соглашения подписать так и не удалось, слишком уж разнятся их вероучения в отношении Лиц Божества. "Единственники" отрицают троичность Лиц в Боге. Тем не менее пять общин ЕХДА объединились с общинами Евангельских Христиан-Баптистов, из них две — в Белоруссии, две — в РСФСР и одна — на Украине. Общее число присоединившихся достигало 900 человек.
Секта пятидесятников в СССР всегда считалась экстремистской, и объединением с Евангельскими Христианами-Баптистами власти надеялись установить контроль за их деятельностью, чем и объясняются попытки объединения "сверху" всех протестантов в единый союз.
С 1945 по 1960 год в общины евангельских христиан-баптистов в общей сложности влилось около 25 тысяч верующих этих двух направлений (ХВЕ — ХЕВ, ЕХДА), причем около 40% из них впоследствии покинули объединения309. Всего же до получения в 1968 году независимой регистрации к ЕХБ присоединилось около 40 тысяч пятидесятников (350 церквей). В их числе были воронаевцы — восточного и шмидтовцы — западного направлений. Последние в своем большинстве вскоре оставили Союз.
В общины ЕХБ вошли также две церкви субботствующих пятидесятников из западных областей Украины.
Единоверцев, вошедших в ЕХБ, незарегистрированные пятидесятники объявили отступниками, а Понурко, Пономарчука и других лидеров пятидесятничества предали анафеме.
Так, в стране не без помощи властей образовалось два враждующих друг с другом лагеря пятидесятников — зарегистрированных (легальных) и незарегистрированных (нелегальных). "Нелегалов" тоже можно было разделить на две группы: одни вообще отказывались от всякой регистрации, другие соглашались зарегистрировать свои общины, но только вне ЕХБ.