ЕДИНАЯ, СВЯТАЯ, СОБОРНАЯ И АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
В девятом члене Символа Веры (выражающего суть христианской религии и принятого в качестве ее догматической основы на 1 и 2 Вселенских соборах 325
и 381 гг. по Р. X.) сказано: «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».
Св. Апостол Павел, говоря о Христе как создателе и главе Церкви, пишет, что Бог Отец: «Поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его» (Ефес. 1, 22-23), и что: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее... дабы она была свята и непорочна; ...Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефес. 5,23-27).
По учению святых отцов, Церковь есть богочеловеческий организм во главе с Господом нашим Иисусом Христом, явленный в видимом мире как от Бога установленное общество людей, объединяемых Святым Духом, православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами.
В Символе веры сказано: «верую в Церковь», потому что: 1. Предметом верования в Церковь является невидимо пребывающая и действующая в Церкви благодать Божия, 2. Церковь невидима, так как к ней принадлежат не только живые на земле, но и умершие в истинной вере и святости.
Вот как об этом пишет св. Апостол Павел: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах и к судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к ходатаю нового завета Иисусу» (Евр. 12, 22-24).
В этой истинной Церкви пребывает благодать Божия, потому что глава Церкви есть сам Господь Иисус Христос, «исполненный благодати и истины».
Составляя одно духовное тело, имея одну главу — Христа и одушевляемая одним Духом Святым, Церковь и называется «единою». «Одно тело, один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» (Евр. 4,4-6). Для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа: «Никто не может положить иного основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3,11).
Все, входящие в Церковь, составляют одно тело во Христе, а порознь, один для другого члены (Рим. 12,5; 1Кор. 12,27).
Отдельное существование Православных церквей в разных странах, например: Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Сербская, Румынская церковь и др. нисколько не нарушает единства Церкви Христовой, так как эти церкви —-только части одного тела единой Вселенской Церкви, имеют одну главу — Христа и один дух веры и благодати. Видимо это единство выражается одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и таинствах. Посредством молитв веры и любви Церковь земная находится в общении с Церковью небесной. Верные, принадлежащие к Церкви, подвизающиеся на земле, принося молитву к Богу, призывают в то же время на помощь Святых, принадлежащих к Церкви небесной: и те, стоя на высших степенях приближения к Богу, своими посредствующими молитвами очищают, подкрепляют и приносят пред Богом молитвы верных, живущих на земле, и по воле Божьей благодатно и благотворно действуют на них или невидимой силою, или через свои явления.
Призывание святых в молитвах основано на священном Писании и Предании. Пророк Давид, в подкрепление своей молитвы призывал святых: «Господи Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших» (Парал. 29, 18). Подобно этому Православная церковь ныне взывает: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери и всех Святых, помилует и спасет нас». Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «На Литургии поминаем мы прежде почивших —Патриархов, Пророков, Апостолов, Мучеников, чтобы их молитвами и предстательствем принял Бог моление наше». О ходатайстве святых за нас пред Богом сказано и в Откровении св. Апостола Иоанна Богослова, «что он видел на небе Ангела, которому дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, находящийся пред престолом, и вознесся дым фимиама с молитвами Святых от руки Ангела пред Богом» (Откр. 8,3-4).
О явлениях Святых с неба свидетельствуют многочисленные места Свящ. Писания. Например, евангелист Матфей говорит, что во время крестной смерти Иисуса Христа, близ Иерусалима многие гробы отверзались, и многие тела усопших Святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим (Мф. 27, 52-53).
О таких явлениях свидетельствует и история христианской Церкви. Апостол Павел не только сам совершал чудеса, но то же делали в его отсутствие платки и полотенца, взятые от тела его; даже тень проходящего Апостола Петра исцеляла больных (Деян. 5, 15; 19, 12). Отсюда почитание мощей святых и их икон и призывание Святых в молитвах как скорых помощников и молитвенников о душах наших. Почитая подвиги святых, мы прославляем благодать Божию, при посредстве которой они совершили их, так что вся честь, воздаваемая Святым, относится к Самому Богу.
Церковь называется «Святою», потому что освящена Самим Иисусом Христом через Его страдания, учение, молитву и таинства. Так в молитве к Богу Отцу о верующих, Иисус Христос сказал: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина... И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Иоан. 17, 17—19). Поэтому согрешающие члены Церкви не мешают Ей пребывать Святою, ибо они очищаются покаянием: нераскаянные же грешники, или видимым действием церковной власти или невидимым — Суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви: «Извергните развращенного из среды вас» (7 Кор. 5, 13).
Церковь называется «Соборной», т. е. «Кафолической», потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себя верующих всех мест, времен и народов. В Церкви Христианской, говорит Св. Апостол Павел: «Нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни не обрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11).
Соборная Церковь имеет важные преимущества, а именно: «что Ее не одолеют врата адовы, что в Ней пребудет слава Божия о Христе Иисусе во все роды века, что в Ней вечно будет пребывать Дух Святой, наставляющий Ее на всякую истину, и, следовательно, Она никогда не может ни отпасть от веры, ни впасть в заблуждение».
Поэтому для спасения человеку непременно нужно принадлежать к Церкви. По Апостолу Павлу: «Христос — Глава Церкви и Спаситель тела (Евр. 5, 23) », значит, чтобы спастись (войти в приготовленное Богом для любящих Его Царство Небесное), необходимо быть членом Его тела, Соборной Церкви. Вне Церкви нет спасения. Вот как об этом писал известный богослов архиеп. Иларион Троицкий: «Нет Христианства, нет Христа, нет Благодати, нет истины, нет жизни, нет спасения,— ничего нет без Церкви, и все это есть только в единой Церкви».
Это видно и из слов Св. Апостола Петра, что «крещение спасает нас по образу Ноева ковчега» (1 Петр. 3, 20—21). Во время всемирного потопа спаслись от гибели только те люди, которые находились в ковчеге, так и от вечной погибели могут спастись только принадлежащие к Церкви.
Св. Ириней утверждает, что не новый закон, не новое учение было целью Христова пришествия, а именно воссоздание падшего естества человеческого. «Если в вас,— пишет он,— возникает такая мысль: что же нового принес Господь пришествием Своим, то знайте, что Он принес все новое, что Он принес Себя Самого и тем обновил и оживотворил человека».
Пусть в учениях земных мудрецов встречаются прозрения истины, близкие к Христу, но Христос, Сын Божий воплотившийся, обновил человеческое естество, создал Церковь, ниспослал Духа Святого, и тем положил начало новой жизни, чего никакой мудрец сделать не мог.
Принадлежность к Церкви определяется единением с Церковью. Иначе и быть не может уже потому, что Церковь не есть философская школа. Она — новое человечество, новый благодатный организм любви. Она — Тело Христово. Сам Христос единство Своих учеников сравнивал с органическим единством дерева и ветвей. Два рядом стоящих тела или дерева не могут быть в органической связи друг с другом. Что душа в теле, то и Дух Святой в Церкви. Церковь не только единое тело, но и един Дух. Душа не оживляет отсеченного от тела члена, как жизненные соки дерева не переходят на отрубленную ветвь. Отсеченный член умирает и разлагается.
В крещении человеку даются новые силы, и поэтому для него становится возможным новое Церковное единение. Эти силы даны прежде всего для того, чтобы в воплощении Сына Божия человечество теснейшим образом соединилось с Богом. В Церкви и продолжается всегда и неизменно единение человека со Христом. Это единение, источник духовной силы, прежде всего осуществляется в таинстве святой Евхаристии. Как пишет св. Кирилл Александрийский: «Единородный определил некоторый способ к тому, чтобы и сами мы сходились и смешивались в единство с Богом и друг с другом, хотя и отделяясь каждый от другого душами и телами в особую личность, именно такой способ: в одном теле, очевидно, в Своем собственном, благословляя верующих в Него, посредством таинственного причастия (Евхаристии),— делает их сотелесными как и Ему Самому, так и друг другу. Кто в самом деле мог разделить и от природного единения друг с другом отторгнуть тех, кто посредством одного святого тела связаны в единство со Христом? Ведь если «все от одного хлеба приобщаемся», то все одно тело составляем (1 Кор. 10, 17), ибо Христос не может быть разделяем. Поэтому и телом Христовым называется Церковь, а мы — отдельные члены, по пониманию апостола Павла (1 Кор. 12, 27). Все мы, через святое тело соединяясь с одним Христом, как получившие Его единого и нераздельного в своих телах, Ему более, чем себе самим, должны считать принадлежащими свои члены.
Таким образом по учению Христа и по богословствованию святых отцов, истинная жизнь возможна лишь при тесном природном или, как теперь говорят, реальном единении со Христом в Таинстве Евхаристии, но это единение со Христом создает и единение людей друг с другом, то есть создает единое тело Церкви. Следовательно христианская жизнь по самому существу своему церковна.
Церковь называется «Апостольской», потому что распространена и утверждена на земле через св. Апостолов, и неизменно и непрерывно сохраняет от них свое учение и преемство даров Св. Духа через священное рукоположение. «Вы не чуждые и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании пророков и Апостолов, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 219—20).
Название Церкви «Апостольской» обязывает верующих твердо держаться учения Апостолов и удаляться от всякого учения, несогласного с ним. «Еретика после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3, 10). Преемство Апостольского служения сохраняется в Православной Церкви со времен Иисуса Христа и носит наименование церковной «иерархии, или священноначалия». «Он поставил одних Апостолами, других — пророками, иных — Евангелистами, иных Пастырями и Учителями, к совершению Святых (христиан), на дело служения, на созидание Тела Христова» (Еф. 4, 11—12).
В заключение необходимо отметить, что в христианстве нет чисто теоретических положений. Истины догматические имеют нравственное значение, а христианская мораль основана на догматах.
В Церкви вероучение переходит в нравоучение, а христианская догматика — в христианскую жизнь. Вне Церкви и без Церкви невозможна христианская жизнь. Без Церкви нет христианства; остается только христианское учение, которое само по себе не может спасти человека. В древности уверовать во Христа, сделаться христианином значило присоединиться к Церкви. Так, в книге Деяний читаем: «Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (2. 47; 5, 13—14).
Полнота Истины — только в Православной Церкви.
Нас не должны смущать ни превосходящие своей церковно-административной организацией и научно разработанной религиозной системой инославные объединения, ни многочисленность инославных, значительно превышающих число православных христиан в мире.
Православная Церковь является единственной Церковью, сохранившей Апостольскую преемственность, Евангельский дух, Святоотеческое Предание и Писание в неповрежденном виде. Таким образом Она и является той самой Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью, через которую только и возможно спасение человека.
Истина единства Церкви исключает благодать священнодействий во внецерковных обществах. Примирить единство Церкви с действительностью внецерковных таинств невозможно. Признать действительными церковные таинства вне церкви — это значит признать действие благодати вне Церкви, признать возможность спасения помимо Церкви и во вражде к Ней, одним словом это значит признать необязательность Церкви и отбросить веру во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
о. Алексей МорозРазделВСТУПЛЕНИЕ. ДУХОВНАЯ АГРЕССИЯ ПРОТИВ РОССИИ | Раздел I. ПРАВОСЛАВИЕ | II. КАТОЛИЦИЗМ |