На главную
страницу

Учебные Материалы >> Основное богословие.

Осипов А.И. Путь разума в поисках истины

Глава: ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?

Религия как явление, присущее человеческому общест­ву на протяжении всей его истории и охватывающее до на­стоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается, тем не менее, областью, мало понятной для очень многих людей. Одной из причин этого, казалось бы, странного факта служит то обстоятельство, что рели­гию, как правило, оценивают по ее внешним признакам, по тому, как она практикуется ее последователями в культе, в личной и общественной жизни. Отсюда проистекает масса различных трактовок религии, усматривающих ее сущест­во либо в элементах, являющихся в ней второстепенными, незначительными, либо даже в ее искажениях, которых не избежала ни одна религия.

Поэтому вопрос о том, что составляет существо рели­гии, какие признаки являются в ней определяющими, а ка­кие — несущественными, требует особого рассмотрения.

Религия имеет две стороны: внешнюю — как она пред­ставляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, ко­торая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной рели­гии.

С внешней стороны религия представляет собой преж­де всего мировоззрение, включающее в себя ряд положе­ний (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккуль­тизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами ее распада, извращения, или в религиоз­но-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззре­ние всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (Церкви) с опре­деленной структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.

С внутренней стороны, религия — это непосредствен­ное переживание Бога.Предварительное понимание религии дает и этимоло­гия данного слова.

 

О ЧЕМ ГОВОРИТ СЛОВО «РЕЛИГИЯ»?

 

Существует несколько точек зрения на происхожде­ние слова «религия» (от лат. religio — совестливость, благо­честие, благоговение, религия, святость, богослужение...). Так, знаменитый римский оратор, писатель и политичес­кий деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere («вновь соби­рать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление»), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вни­манием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видит в благоговении перед высшими силами, Божеством. Эта мысль Цицерона верно указывает на то, что благоговение является одним из важнейших элементов в религии, без которого религиозность превращается в хан­жество, лицемерие и пустое обрядоисполнение, а вера в Бога — в холодную безжизненную доктрину. В то же время нельзя согласиться с тем, что благоговение перед чем-то таинственным и даже перед Богом составляет сущность ре­лигии. Сколь ни велико и необходимо благоговение в ре­лигии, тем не менее оно представляет собой лишь одно из чувств, присутствующих в религиозном отношении чело­века к Богу, и не выражает его сущности.

Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций ( 330 г.) считает, что термин «религия» проис­ходит от латинского глагола religare, означающего «связы­вать», «соединять». Поэтому и религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. «С тем условием, —говорит он, — мы и рождаемся, чтобы оказывать справед­ливое и должное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать. Будучи связанными сим союзом благочестия, мы находимся в соединении с Богом, от чего получила название и самая религия... Так имя «ре­лигия» произошло от союза благочестия, которым Бог со­единил с Собою человека...»1

Это определение Лактанция раскрывает самое сущест­венное в религии — то живое единение духа человека с Бо­гом, которое совершается в тайниках сердца человеческого.

Подобным же образом понимает существо религии и блаженный Августин (430), хотя он считает, что слово «религия» произошло от глагола religere, т. е. «воссоединять», и сама религия означает воссоединение, возобновление ког­да-то утерянного союза между человеком и Богом. «Его-то ища, — пишет он, — или лучше, вновь отыскивая (от чего, кажется, получила название и религия), мы стремимся к Не­му любовью, чтобы, когда достигнем, нам успокоиться»2.

Таким образом, происхождение слова «религия» указы­вает на два основных его значения: соединение и благого­вение, — которые говорят о религии как о таинственном духовном союзе, живом, благоговейном единении челове­ка с Богом.

 

ОСНОВНЫЕ ИСТИНЫ РЕЛИГИИ

 

Что относится к общеобязательным истинам религии? Первой из них является исповедание духовного, совер­шенного, разумного, личного Начала — Бога, являющегося Источником (Причиной) бытия всего существующего, в том числе человека, и всегда активно присутствующего в мире. Эта идея Бога может иметь очень разнообразные по форме, содержанию и степени ясности выражения в раз­личных религиях: монотеистических (вера в единого Бога), политеистических (вера во многих богов), дуалистических (вера в два божественных начала: доброе и злое), анимис­тических (вера в одухотворенность всего существующего, в наличие души у всех сил и явлений природного мира).

По христианскому учению «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 8), Он — наш Отец (Мф. 6, 8-9), «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17,28). Бог есть то изначальное Бытие и Сознание, благодаря Которому существуют все формы материального и духовного бытия и сознания во всем их многообразии, познанные и не познанные человеком. Бог есть реально существующий и неизменный, личностный идеал добра, истины и красоты и конечная цель духовных устремлений человека. Этим, в частности, христианство, как и другие религии, принципиально отличается от иных мировоззрений, для которых высший идеал реально не су­ществует, а является лишь плодом человеческих мечтаний, рациональных построений и надежд.

Второй важнейшей истиной религии является убежде­ние в том, что человек принципиально отличается от всех других видов и форм жизни, что он есть не просто сущест­во биологически высшее, но в первую очередь духовное, обладающее не только телом, но и душой, носительницей ума, сердца (органа чувств), воли, самой личности, способ­ной вступать в общение, единение с Богом, с духовным ми­ром. По христианскому учению человек есть образ Божий.

Возможность и необходимость духовного единения че­ловека с Богом предполагает в религии веру в Откровение Бога и необходимость для человека праведной жизни, со­ответствующей догматам и заповедям религии. В христи­анстве такая жизнь называется верой, под которой подра­зумевается не просто убежденность в существовании Бога, но особый духовно-нравственный характер всего строя жизни верующего.

Эта истина религии неразрывно связана с более или менее развитым в отдельных религиях учением о посмерт­ном существовании человека. В христианском Откровении находим большее — учение о всеобщем воскресении и вечной жизни человека (а не одной лишь души), благодаря чему его земная жизнь и деятельность приобретает особен­но ответственный характер и полноценный смысл. «Чело­век, ты живешь один раз, и тебя ожидает вечность. Поэтому избери сейчас, свободно и сознательно, совесть и правду нормой твоей жизни!» — этим утверждением христиан­ское учение особенно резко контрастирует с атеистичес­ким: «Человек, ты живешь один раз, и тебя ожидает вечная смерть!»

Именно в решении вопроса о душе и вечности с наи­большей очевидностью обнаруживается подлинное лицо религии и атеизма, обнаруживается и скрытый лик каждо­го человека, его духовная ориентация: стремится ли он к бессмертной красоте духовного совершенства и вечной жизни, или же предпочитает веру в окончательный и абсо­лютный закон смерти, перед которым одинаково бессмыс­ленны не только все идеалы и все противоборство между добром и злом, истиной и ложью, красотой и безобразием, но и сама жизнь. ыбором веры человек свидетельствует о себе, кто он есть и кем хочет стать. Ибо, как справедливо писал один из замечательных русских мыслителей XIX в. И.В. Киреев­ский, «человек — это его вера». И хотя веры — две, исти­на — одна, и об этом не может забыть ни один мыслящий человек.

К существенным признакам религии относится также вера в бытие мира сверхъестественного3, ангелов и демо­нов (бесов), вступая в духовный контакт с которыми (свои­ми честными или, напротив, безнравственными поступка­ми), человек в большой степени определяет свою жизнь. Все религии признают реальность влияния мира духовно­го на деятельность и судьбу человека. Поэтому в высшей степени опасно оказаться единодуховным с силами зла. Последствия этого, временные и вечные, страшны для че­ловека.

Очевидным элементом любой религии является культ, т. е. совокупность всех ее внешних богослужебно-обрядо-вых форм, действий и правил.

Есть еще целый ряд элементов, присущих каждой рели­гии (ее догматическое и нравственное учение, аскетичес­кие принципы, правила жизни и др.); все они органически и логически связаны с указанными основными.

 

СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ

 

О внутренней стороне религии говорить много труд­нее, чем о внешней, поскольку она представляет собой область таких переживаний и постижений, которые язы­ком слов и понятий не могут быть выражены. Сложность передачи даже обычных чувств очевидна. Мы говорим: «Было очень весело». Или: «У меня тяжело на душе». Но что стоит за этими словами — другому человеку никог­да точно не узнать: внутренний мир глубоко индивидуа­лен и по существу непередаваем. Также и в религии. Для действительно, а не номинально верующего она откры­вает особый духовный мир, Бога и такое бесконечно бо­гатое многообразие духовных переживаний, которые другому человеку (хотя бы и прекрасно знающему внеш­нюю сторону религии) словами передать невозможно. Крупный русский мыслитель, а позднее богослов С.Н. Булгаков ( 1944) в таких словах выразил эту мысль: «Итак, в самой общей форме можно дать такое определе­ние религии: религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом». Однако «религиозное переживание удос­товеряет человека в реальности иного, Божественного мира не тем, что доказывает его существование... но тем, что... ему его показывает. На подлинно религиозный путь вступил лишь тот человек, который реально на своей жиз­ненной дороге встретился с Божеством, кого настигло Оно, на кого излилось превозмогающей Своей силой. Ре­лигиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этичес­кий, и, подобно тому как умом нельзя познать красоту (а можно о ней только подумать), так лишь бледное представ­ление о опаляющем огне религиозного переживания дает­ся мыслью... Жизнь святых, подвижников, пророков, осно­вателей религий и живые памятники религии: письменность, культ, обычай... - вот что, наряду с личным пытом каждого, вернее вводит в познание в области рели­гии, нежели отвлеченное о ней философствование»4.

О характере религиозных переживаний и откровений, о состояниях глубокой радости, любви, о получении даров прозрения, исцеления и познания того, как пишет великий святой — преп. Исаак Сирин, что выше человека (духовно­го мира), равно ему (души других людей) и ниже его (при­родного мира), о множестве других необычайных дарова­ний можно приводить практически бесконечное число свидетельств. Апостол Павел сказал об этом словами древ­него пророка Исаии: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

Но все подобные свидетельства останутся бессиль­ными, если сам человек не прикоснется к миру таинст­венной Божественной жизни. Не имея живой связи с Бо­гом, не изучив аскетического опыта святых отцов, он не сможет понять религии и неизбежно создаст себе глубо­ко искаженный ее образ. В какие наиболее распростра­ненные ошибки впадает при этом человек можно хорошо видеть на типичных примерах религиозных взглядов трех немецких мыслителей: Канта, Шлейермахера, Гегеля.

ЧЕЛОВЕК, МИР, РЕЛИГИЯ ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ? ВЗГЛЯДЫ ОТДЕЛЬНЫХ ФИЛОСОФОВ НА РЕЛИГИЮ