На главную
страницу

Учебные Материалы >> Сравнительное богословие.

Протоиерей Митрофан Зноско-Боровский. ПРАВОСЛАВИЕ, РИМО-КАТОЛИЧЕСТВО, ПРОТЕСТАНИЗМ и СЕКТАНСТВО

Глава: Отвержение церковного Предания и авторитета Соборной Апостольской Церкви в вопросах веры и церковной организации

Римская Церковь очень широко злоупотребляла церковным Преданием. Ее злоупотребления вы­разились в том, что она: а) претензии пап, заблужде­ния в учении и злоупотребления оправдывала ссыл­ками на церковное Предание и б) включила в состав Предания вымышленные (подложные) документы и факты, совершенно чуждые Слову Божию, которых никогда не признавала Вселенская Церковь.

В протесте против этих злоупотреблений в про­тивовес тому, что ощущалось протестантизмом как позднейшие человеческие добавления, Лютер и Кальвин провозгласили Слово Божие как единст­венный авторитет в деле нашего спасения, в вопро­сах веры и церковного устройства. Протестанты от­вергли авторитет церковного Предания: учителей Церкви, св. отцов и вселенских соборов и оставили единственным руководством в вере Священное Пи­сание, предоставив — по крайней мере, в принци­пе — каждому толковать и понимать его по-своему. «Мы из одного только Священного Писания можем научиться, во что веровать и как мы должны жить», — говорится в лютеранском катехизисе.


Отвергая необходимость в делах веры и церков­ного устройства церковного Предания, протестанты погрешили и против Св. Писания, и против опыта Вселенской Церкви Христовой. «Итак, братья, стой­те и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим», — возвещает ап. Павел, ибо многое Христом и апостолами преподан­ное хранится в Предании, как свидетельствует о том св. ап. Иоанн: «Многое и другое сотворил Иисус: но если писать о том подробно, то думаю, и самому ми­ру не вместить написанных книг». «Не все передали апостолы через послания, а многое и без Писания; но и то и другое равно достойно веры. Посему мы почитаем достойным веры и Предание», — говорит св. Иоанн Златоуст. Также учат о Св. Предании и от­цы Церкви: Василий Великий, Ириней Лионский, блж. Августин и др.

Отвержение церковного Предания явилось глав­ным источником всех заблуждений протестантов.

Разве может кто отвергать авторитет Слова Бо­жия в вопросах веры? Казалось бы, никто. Но вот протестанты, утверждая авторитет Слова Божия, незаметно для себя умалили его объем и извратили правильное представление о Слове Божием. Слиш­ком всецело и исключительно стали они отождеств­лять Слово Божие со Священным Писанием и вско­ре даже с буквой Писания, «сделав из Писания "бу­мажного папу" и утверждая, что в самом Писании дана сила его безошибочного "самораскрытия", его безошибочного понимания и толкования».

Но что такое Слово Божие? Слово Божие является основой и источником христианства и догматически и духовно; в нем, и только в нем, находим мы друг от друга неотделимые элементы и истины, и жизни, хри­стианство составляющие. Однако Слово Божие не есть одно Писание, Слово Божие это — Библия и Предание, причем Предание и Писание не являются двумя друг от друга независимыми источниками, ко­торые как бы извне друг друга дополняют. У древних христиан Св. Писание (Библия) настолько было неот­делимо от Предания, что оно составляло лишь часть Слова Божия, его основной элемент, его ядро. Священ­ное Писание станет непонятным, если его оторвать или вырвать из живой совокупности многочисленных данных Предания, хранящихся и передающихся все­гда бодрствующим сознанием Церкви. Действительно, Св. Писание оказалось бы тогда отрезанным от жизни тех самых предметов, о которых оно говорит. И проте­станты отвержением Св. Предания отвергли живой опыт Церкви, являющийся единственным и безоши­бочным толкованием Писания, отвергли значение жи­вой единой благодатной жизни Церкви, соединяющей настоящее с прошедшим, отвергли Слово Божие, жи­вущее не только в книгах Писания, но и во всем внут­реннем опыте Церкви через действие Духа Божия живущее в церковном Предании.

Основоположный для протестантов принцип при­знания авторитета только Св. Писания должен был привести, по мнению реформаторов, к возрождению и обновлению церковной жизни, а в действительности же привел этот принцип к тому, что протестантизм сам выпал из опыта Церкви, выпал из Церкви, поста­вив на место церковной традиции, ведущей свое нача­ло от Христа и апостолов, поставив на место соборного опыта Церкви ПРОИЗВОЛ и СЛУЧАЙНОСТЬ лич­ных переживаний толкователей Св. Писания. Этот принцип привел к утрате протестантами объективно­го христианства и распылению верующих.

Следует отметить, что в практике протестанты весьма непоследовательны и сами же свидетельству­ют о несостоятельности отрицания авторитета Св. Предания: они приняли от Церкви «канон священных книг», принятый Церковью на основании церковного Предания; они удержали на основании древнего Пре­дания исповедание главных догматов христианства — о троичности и воплощении, сохраняя у себя и три древних символа веры, в которых раскрыты эти дог­маты: никейский, так называемый Афанасия Велико­го и именуемый апостольским. Кроме того, отвергая авторитет древних отцов и учителей Церкви, протес­танты УТВЕРДИЛИ этот авторитет за Лютером, Меланхтоном и Кальвином и их писаниями. Не означает ли это возврата к признанию церковного Предания, но только в составе не древних отцов и учителей собор­ной и апостольской Церкви, а в составе новых — не­мецких богословов? Иначе говоря, Предание отверг­нуто и затем признано с переменой состава выразите­лей этого Предания, увы, уже не апостольского.

Протестантизм. Реформация в Германии, Швейцарии, Англии (краткий обзор). Лютеранство. Положительная сторона первых реформаторов Отвержение церковного Предания и авторитета Соборной Апостольской Церкви в вопросах веры и церковной организации Учение о состоянии человека по падении и об оправдании его верою