На главную  Послать письмо  
Новости + История + Монастырь сегодня + Контакты + Богослужения + Святыни + Статьи + Учебные материалы + Богослужебная литература + Фотоальбом + Воскресная школа + Православный календарь + Полный молитвослов + Паломничество + Православный мир + Проскомидия + Детский Центр Возрождение + Лавка
Rambler's Top100

Христианская нравственность и светская этика.

Наместник монастыря Спаса Нерукотворного пустынь игумен Михаил (Семёнов)    Каждое общество, в том числе и христианская церковь, состоит из тех людей, которые ее наполняют. Сама по себе Церковь не может являться источником чистоты и святости, потому что она состоит из членов общины, которые в нее входят. Образцом чистоты и подражания для церковного общества является основоположник-Господь наш Иисус Христос. Он и явил пример для подражания потомкам, которые вступают в состав христианской церкви. Быть христианином- это не только являться членом какой-то общины, а в первую очередь  прилагать усилия для подражания главному учителю и основателю Церкви – Господу нашему Иисусу Христу.
   Христианская Церковь переживала разные периоды в формировании и становлении нравственных и духовных принципов. И ранее, и сейчас в церковной среде находятся отдельные ее члены, которые впадают в заблуждение и создают еретические учения, тем самым подрывая цель и смысл существования самой христианской церкви.
    Но важно передать не историю христианской Церкви, где были взлеты и падения богословов и еретиков, которые оставили след в жизни христианского общества, а понять, как возникает направленность человека к явному злу, которого Господь не создавал. Каждый человек при рождении получает естественно нравственный закон отличать добро от зла, и в меру той свободы, по принципу которой Бог создал человека, перед людьми стоит постоянный выбор – выбор свободного произволения, действий, которыми они будут творить в жизни добро или зло. На свободу человека не претендует даже сам Господь. Это самый главный смысл и принцип бытия человеческой жизни во вселенной. Но как же возникает тот факт, и на каком этапе жизненного пути определенное количество людей склоняется к явному злу, и этот принцип становится вопросом жизни?    
  Вспомним, как об этом пишет ап. Павел: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих…умом моим служу закону Божию, а плоти закону греха» (Рим.7,22-25)
 

Человек не рождается полноценной творческой личностью. Несмотря на то, что в человеке заложен естественно нравственный закон различать добро и зло, перед человеком стоит свобода выбора. Все остальные качества, которые формируются в характере человека, это качества, воспитываемые родителями, воспитателями или обществом. Очень важно в младенческом возрасте оградить ребенка от злых примеров. Ребенок еще с несформировавшейся психикой и характером, видя зло или грех, будет естественным образом пробовать повторить увиденное т.к. он еще не знает последствий, переживаний и угрызений совести. Мы можем привести в пример библейскую историю, когда Бог, приходя в Эдемский сад к Адаму, учил его всем навыкам нравственной жизни, ограничивая его всего лишь от своеволия. Казалось, Бог создает человека свободным по образу и по подобию Своему, но тут же призывает ограничить его свободу по собственной воле, не делать того, чего Господь ему не рекомендует.
  

Адам не мог знать греховного чувства до момента нарушения воли Божией. Угрызения совести и греховный стыд он испытал только после проявления своеволия. Тем самым, мы можем говорить о том, что термин свободы, который сейчас употребляется в современном обществе, есть понятие вседозволенности, без ограничений греха. Он несет последствия накопления в душе человека страсти, создаёт в душе человека порок, и это можно охарактеризовать как болезнь психологическую и физическую, где на уровне не только психологии, но и физиологии человек испытывает страдания,  не может воспользоваться своей свободной волей и не может самостоятельно искоренить в себе эту болезнь порочного состояния, греховного навыка, по причине поражения человеческой  воли страстью, управляющей человеком.
    

 И для того, чтобы человек воспользовался дарованной ему Богом свободной волей, он должен принести Богу покаяние, воспользоваться установленным Богом таинством, очистив свою совесть от греха. 
    

В светском обществе все чаще и чаще христианские нравственные термины, относящиеся к области греха, заменяются современной терминологией, исключая сам смысл действия греха как такового. Человеку не нужно покаяние, оправдание и чувство стыда, т.к. современная светская этика исключает в жизни человека грех как таковой. Поэтому человек, живя в светском обществе, не зная и не употребляя христианских нравственных терминов, через греховные действия впадает в психическую и духовную болезнь, лекарство от которой отсутствует в светской жизни.
   

 Выбор страны или народа - действовать по принципам светской этики- наносит урон каждому новому поколению, не создаёт правильного примера нравственной жизни, цель которой – подражание Господу нашему Иисусу Христу.
   

 В светской этике заложено понятие естественно нравственного закона, который проявляется в отдельных членах общества, как мы говорили выше – у человека всегда есть выбор – и, конечно, нельзя говорить о том, что только христиане способны к нравственным поступкам, к возможности творить добро для рядом живущих, близких или находящихся в общении с ними людей. Но цель естественного нравственного закона отличается от сверхъестественного христианского, имеет различия, т.к. проявление естественного нравственного закона направлено на удовлетворение самолюбия и в каких-то случаях тщеславия. Сверхъестественный нравственный закон призывает человека творить добро, как говорится из строк Евангелия: «…когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, …МФ 6,3». Тем самым, евангелист наводит нас на мысль, что наши дела и поступки должны знаменовать собой прославление одного Господа нашего Иисуса Христа без удовлетворения самолюбия и тщеславия, т.к. Господь нас призывает к тому, что если мы хотим послужить Господу, которого мы не видим, то должны делать это через рядом находящихся людей. И Господь принимает от нас эту милость – добродетель, через которую христианин не укореняет в себе такую страсть как тщеславие, а, отвергая своеволие, совершает поступки, в которых всегда видим промысел Божий. Он делает это из побуждений любви к Богу и ближнему, проявляя свое неравнодушие. Эти поступки закладывают в душе христианина любовь. Без любви и ее проявлений христианская добродетель будет неполноценной.
    

 В современной светской этике тоже присутствует термин и понятие любви, но проявление и укрепление в душе человека любой страсти формирует низменные чувства, где  любовь имеет форму плотского удовлетворения. Направлена она не от человека, а к человеку. Тем самым можно сказать, что человек, находящийся в страстных влечениях, достигнув греховного порока, как правило, находится в эгоцентрическом состоянии, т.е. заботу и внимание, в первую очередь, требует к себе самому, а не отдает ее ближним.
   

Можно сказать о том, что действие греха заменяется в современном светском обществе другим термином и не приводит человека к свободе, а через греховные навыки и страсти создает ему обременения. Приводит к постоянной мысленной и физической зависимости от этих навыков. Потому, хотя в современном мире и проповедуется свобода, но за самими действиями этого термина «свобода» следует психологическая и физическая болезнь, лекарством от которой может быть только один метод, который человечество получило от Основоположника Христианской Церкви – таинство исповеди.     

   Отступление общества и народа от христианского понимания совести влечет за собой последствия в виде неуправляемого никем и ничем общества, где как лидер, так и сам отдельно взятый член общества не может управлять собой и своими психическими и физическими пристрастиями, увлекает себя самого и подрастающее поколение к постоянной зависимости от греха.  Человек, семья, общество и народ могут обрести свободу только в рамках самоустранения от греха, употребляя ее в деле самоограничения.
 

Ограничив грех- запретный плод Адама- человек обретает не внешнюю, а внутреннюю чистоту, свободу мыслей, где он может творить и действовать не по наитию страстного влечения, а по принципу проявления свободы выбора.
  

 Важная и главная задача состоит в том, что каждый человек, как в личном, так и в семейно-общественном плане, должен быть примером для подражания молодому поколению, у которого еще не сформировались психика и характер, постоянно мятущийся в поиске чего-то нового. Дурные примеры для подражания  являются соблазном. Потому, сколько бы родители не повторяли с младенчества детям принципы нравственной жизни, собственный пример станет более веским аргументом в утверждении их на жизненном пути.


Наместник монастыря Спаса Нерукотворного пустынь
игумен Михаил (Семёнов)

с. Клыково
2013г.

www.klikovo.ru