"Избрание первым президентом Евросоюза Хермана ван Ромпея можно оценить крайне положительно. Согласно Лиссабонскому договору, у Евросоюза есть теперь лицо, которое будет его представлять. Я бы не стал говорить, что избран "технический" президент, что само избрание-назначение – это компромисс переходного периода, и потом на смену придут яркие лидеры, а пока, мол, слышен сигнал, что Европа уходит из глобальной политики и сосредотачивается на самой себе, наслаждаясь кантовским "вечным миром" с увядающим привкусом постмодерна", – говорится в статье и.о. представителя Московского Патриархата при Евросоюзе протоиерея Антония Ильина, опубликованной на портале Интерфакс-Религия .
"Во-первых, кандидатура ван Ромпея – это совместная позиция Франции и Германии. То, что тандем двух стран-локомотивов интеграции, к тому же настроенных на стратегическое партнерство с Россией, сыграл решающую роль, это хорошо. Значит, вектор принятия решений не сместился в сторону новых членов ЕС, которые ориентированы скорее на трансатлантическую повестку дня, нежели на углубление евроинтеграции. Для России поэтому избрание ван Ромпея скорее позитивно, чем нейтрально", – продолжил священник.
"То, что голос Евросоюза будет голосом не харизматического проамериканского лидера вроде Тони Блэра, а тихим голосом европейского интеллектуала-федералиста, это скорее плюс. Тем более что сама политика Евросоюза – это, прежде всего, сложный технократический баланс распределения полномочий между институтами. Она по определению деперсонализирована и не располагает к встречам "без галстуков" с каким-то одним лицом. И выстраиванию отношений с постлиссабонским ЕС российской стороне надо серьезно учиться. А пригласить на рыбалку и в русскую баню, допустим, ван Ромпея вряд ли эффективно – надо тогда звать еще бароннесу Эштон и впридачу Баррозу с Бузеком", – отметил он.
"То, что ван Ромпей мало известен широкой публике за пределами Бельгии, – это не плюс и не минус. Известность – вопрос времени. Президент избран консенусом и сам является политиком, ориентированным, по его же словам, на такой переговорный процесс, в результате которого нет выигравших и проигравших, а все выигрывают. То есть он противник игры с нулевой суммой, что и показал, сумев блестяще преодолеть правительственный кризис в Бельгии год назад. Кроме того, управление страной с очень сложной системой распределения власти между федеральным и региональным уровнем – прекрасная тренировка перед управлением ЕС", – добавил отец Антоний.
"Избрание представителя одной из малых стран-основательниц единой Европы и к тому же консервативного политика – это еще один сигнал. Можно не сомневаться, что первым президентом ЕС стал последовательный европейский федералист, достойный преемник таких лидеров бельгийской христианской демократии, как Поль-Анри Спаак, Лео Тиндеманс и Вильфред Мартенс. Понятие "федеральная цель" исключено из всех европейских документов по причине британской аллергии, но можно не сомневаться в том, что будет последовательно продвигаться европейская наднациональная повестка дня – пускай и по принципу наименьшего общего знаменателя", – подчеркнул священник.
"Можно процитировать Басё, которого ван Ромпей, ценитель японской поэзии, наверняка хорошо знает: "Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх до самых высот". Итак, есть ощущение, что улитка медленно, но неуклонно ползет наверх, к ледяным вершинам Соединенных Штатов Европы. Пока президент ЕС, находясь в своей новой должности, не сказал ничего значимого. Но есть фразы, сказанные несколько лет назад, – например, о том, что каждый человек должен сделать выбор, решить для себя, что такое жизнь – таинство или абсурд. Я выбираю таинство, сказал ван Ромпей. В чем же тайна самого Хермана ван Ромпея? Попробуем ответить его же словами пятилетней давности по поводу вступления Турции в Евросоюз: "Универсальные европейские ценности – не что иное, как фундаментальные ценности христианства". Найдет ли в себе мужество первый президент единой Европы, практикующий католик и примерный семьянин, повторить эти слова в новой должности? Если "да", то вот оно – потерянное звено из преамбулы к несостоявшейся Евроконституции, мягкой версией которой стал Лиссабонский договор. В той преамбуле было упоминание римского права, греческой культуры и идеалов Просвещения – не было сказано только о христианских корнях Европы", – заметил отец Антоний.
"Но в Лиссабонском договоре остался важный пункт – признание важности диалога с Церквями и религиозными сообществами. Если ван Ромпей как президент единой Европы, лично ощущающий, что европейская идентичность неотделима от ее христианских корней, возьмет на себя амбиции воплотить в жизнь данное положение, можно будет сказать, что его избрание станет шансом для Евросоюза. Шансом заявить о себе не только как о региональной экономической державе, но как о реальном полюсе западноевропейской христианской цивилизации. Европе нужна душа, сказал в свое время Жак Делор, один из творцов нынешней европейской архитектуры. Нет сомнения, что с таким Евросоюзом и Россия сможет говорить не только о квотах, тарифах и визах, но и о ценностях. Причем не абстрактно либеральных, когда нас представляют вечными учениками, а о ценностях христианской цивилизации, восточным полюсом которой являются Россия и страны Русского мира, как недавно подчеркнул в своем выступлении Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Именно по инициативе Святейшего Патриарха и президента Европейской народной партии Вильфреда Мартенса (а не будем забывать – речь идет о фактически правящей партии Евросоюза, к которой принадлежат все первые лица ЕС – и Баррозу, и Бузек, и сам ван Ромпей) был инициирован уникальный проект по неправительственному диалогу между ЕС и Россией в трехстороннем формате – с участием Европейской народной партии, Русской Православной Церкви и партии "Единая Россия"", – отметил священник.
"В других странах Русского мира, являющихся также странами восточного партнерства ЕС, – Украине, Белоруссии, Молдавии – таким третьим партнером могли бы выступить в будущем те политические силы, которые в состоянии во главу угла поставить осмысление прав, достоинства и ответственности человеческой личности. Главное, что со стороны самих европейских политиков есть понимание того, что легитимным представителем гражданского общества в таком многостороннем диалоге должна быть именно Церковь. Хочется надеяться, что данная инициатива не ускользнет от внимания первого президента ЕС. Наконец, может ли мечта о единой Европе от Атлантики до Тихого океана оказаться прорывным модернизационным проектом? Если в ее основе будет признана, говоря словами Константина Леонтьева, "цветущая сложность" христианской европейской цивилизации, ее Запада и Востока, такой шанс есть", – продолжил он.
"Опять процитируем новоизбранного президента: "Если наше единство останется нашей силой, то наши различия останутся нашим богатством". Ван Ромпей имел в виду, конечно, Евросоюз, но эти слова надо бы отнести к Европе в целом. И хотя в Бельгии нет гор, но со склонов Фудзи (по которым взбирается улитка) должно быть видно, что с восточной стороны Великой Шенгенской стены – не Азия, а просто другая Европа", – подчеркнул протоиерей Антоний Ильин.
Русская линия