Когда исчезает вера, то ее место занимает суеверие. Человеческая душа в этом отношении не терпит пустоты. Человек, созданный по образу Божию (Быт. 1, 27), изначально направлен к своему Творцу. Когда он теряет Бога в своем сердце, образующийся вакуум требует заполнения, и человек легко усваивает те суррогаты, которые предлагает ему окружающий мир.
Вот почему в наше безрелигиозное, эклектическое время такое широкое распространение получили казалось бы давно уже забытые течения оккультных наук. Астрология, хиромантия, магия, феномен НЛО (пришельцы из космоса), экстрасенсы, культ восточных религий - все это занимает умы миллионов людей. Отсутствие твердой христианской веры, отсутствие знания и понимания сути оккультизма и восточных религий, а также их активная и широкомасштабная пропаганда определенными силами обеспечивает успех оккультизма и в современном обществе.
Особенно сильный интерес в настоящее время у людей вызывает такая разновидность оккультных наук, как астрология. Покрытая ореолом таинственности, сказочности, она манит человека возможностью узнать свою судьбу, познать себя, заглянуть в грядущее. Мало кто задумывается о ее происхождении и сущности, это уходит в тень в свете казалось бы великой древней мудрости, позволяющей предвосхитить будущее. Но, как известно, чтобы распознать плод, следует обратиться к дереву, которое его приносит, ибо привлекательная внешне ягода часто оказывается ядовитой. Обратимся же и мы к истории происхождения астрологии.
ЧТО ГОВОРИТ ОФИЦИАЛЬНАЯ НАУКА ОБ АСТРОЛОГИИ
В словаре Брокгауза и Ефрона мы читаем: <А. - мнимая наука, пытавшаяся предсказать будущее отдельных личностей и человечества из наблюдений над положением светил на небе (и большей частью неудачно - Прим. авт.). ...Выделяют натуральную и юдициарную А. Натуральная А занимается воздействием светил на животный и растительный мир... Юдициарная А пытается предсказать по взаиморасположению светил судьбы как народов, так и отдельных людей... Существовавшие в то время разнообразные культы поклонения светилам, которые рассматривались как личностные могущественные существа, вера в неизменное предначертание судьбы, фатума, царившее в религиозных течениях того времени должны были поддерживать юдициарную А.> (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. II, статья <Астрология>).
Как мы дальше читаем в словаре, <в древности астрология, алхимия и магия были тесно связаны между собой>. (Об этой же связи говорится и в энциклопедическом словаре Гранат, т. III, с. 169). В древнем мире маг, жрец, волхв обычно совмещал в своем лице обязанности астролога, колдуна и гадателя снов. Так, по сообщению Геродота (См. ст. <Астрология> в словаре Брокгауза и Ефрона), маг Остан, сопровождавший Ксеркса в его походах на Элладу, распространил некоторые сведения по А между эллинами.
Жрец Ваала Берозос пользовался такой популярностью в Афинах, что ему был воздвигнут памятник, где он изображался с золотым языком как драгоценный прорицатель. Подтверждение единства магии и А. мы находим также и в книге пророка Даниила (Дан. 2, 27) и во многих других источниках. Можно сделать, вероятно, вывод о тесной связи А с магией и другими видами оккультизма, а также об одном и том же источнике их происхождения. Фактическое подтверждение этого вывода будет приведено ниже.
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МАГИИ И АСТРОЛОГИИ
Корни магии и всех оккультных наук уходят в далекое прошлое. Время ее зарождения можно отнести к моменту жизни Каина и его потомков. После убийства брата и проклятия его Богом (Быт. 4, 8-16) <пошел Каин от лица Господня... И построил он город... Потомками его были Иувал, <он был отец всех играющих на гуслях и свирели>, и Тувалкаин, <который был ковачом всех орудий из меди и железа> (Быт. 4, 21-22). <Когда люди стали умножаться на земле (Здесь, как видно из контекста, целое берется вместо части: <каинитяне> обозначены общим понятием людей), тогда сыны Божий увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены> (Быт.6,2).
Согласно одному из толкований этого места, которое разделяли многие отцы и учителя Церкви (напр. Иустин Философ, Ириней, Афинагор, Тертулиан, Амвросий и др.), а также согласно апокрифической книге Еноха <сыны Божии> - это духовные существа, которые вошли в преступный союз с женщинами земли и научили их волшебству и заклинаниям. От этого <явилось великое несчастие> (Енох, 7,8). Поскольку брак в Библии нередко обозначает единение с Богом (т. е. веру (см. Осия, 2, 16; Еф. 5, 22-23), то в браке духов и людей можно усматривать символ зародившегося язычества с его почитанием демонов, языческих богов, магией, А и другими видами волхования. Здесь падший человек пытается проникнуть в тайны мира независимо от воли Творца, стать богом без Бога. То есть повторяется искушение Евы в Едеме, когда сатана, явившись Еве в виде змея, соблазнил ее вкусить запретный плод, пообещав, что после этого они с Адамом станут как боги, знающие добро и зло (Быт. 3,4- 5).
Но вместо того, чтобы стать <как боги>, они про' сто увидели, что они голые и подверглись великим бедствиям за предательство Бога и связь с сатаной. Так и в этом случае: получив запретное знание, принесенное падшим ангелом из высших сфер (подробнее см. Настольная книга священнослужителя, т. 2, М" 1978, с. 253-256), они попали под еще большее его влияние и еще дальше удалились от Бога. Здесь необходимо заметить, что согласно церковному преданию чины ангельские разделяют на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую входят Серафимы, Херувимы, Престолы. Среднюю ангельскую иерархию составляют Господства, Силы, Власти. В низшую входят Начала, Архангелы и Ангелы. Все чины Небесных сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения. Господь открывает свою волю высшим Ангелам, а они в свою очередь просвещают остальных. Таким образом, тайны Божии идут по нисходящей иерархии от Серафимов к Ангелам, причем каждая последующая иерархия посвящается только в те знания, которые способны вместить на данном уровне своего духовного развития. Людям же тайны Божий открываются по мере их духовного просвещения или иначе говоря, по мере стяжания Духа Святого. Чем больше человек открывается и предается Богу, тем больше он начинает жить жизнью Христа, мыслить, чувствовать и действовать подобно Христу. Как сказано в Евангелии от Иоанна: <кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим... да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...> (Иоан, 14, 23; 17, 21). Человек, соединяясь с Богом Духом Святым, этим же Духом познает и тайны Божии, получает силы и дарования, которые использует только на добрые дела в соответствии с волей Божией.
Падшие же ангелы, в силу своей принадлежности в прошлом к разным чинам ангельской иерархии, в той или иной степени посвящены в тайны бытия. Эти знания после своего падения они сохранили. В силу этого демоны пытаются подчинить себе человека, привлекая его внимание и интерес к себе путем открытия некоторых <тайных> знаний и наделения своих последователей сверхестественными способностями (более подробно об этом см. Свят. Игнатий Брянчанинов. <Слово о Ангелах> - Богословские Труды, ? 30, М., 1990). Овладев этими тайными магическими знаниями, человек оказывается в силах воздействовать на окружающих людей и стихии мира, но при этом становится полным рабом нечистых духов, от которых получил эти дарования. В силу своего отпадения от Бога демонические силы создать ничего не могут, а могут только разрушать. Поэтому и их последователи носят в мир разрушающую, деструктивную силу, причиняют зло окружающим их людям, гибельно воздействуют на материальный мир. Вот как об этом свидетельствует книга Бытия: <И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и воскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил...> (Быт. 6, 5-7).
Это произошло из-за того, что человек от общения с нечистыми духами и использования их <даров>: магии, колдовства, А и прочего окончательно развратился, т. е. отпал от Бога и оказался не в состоянии выполнять ту задачу, для которой был создан, не смог реализовать себя в добре, любви и истине, восходя по лестнице духовного развития к богоуподоблению. Дальнейшее существование его стало бессмысленно.
Поэтому Господь сначала сокращает дни жизни человека до 120 лет (Быт. 6, 3) - Адам и его дети и внуки жили до 1000 лет (Быт. 5), - а затем при дальнейшем умножении нечестия уничтожает и все развратившееся человечество, оставив только лучших его представителей в лице праведного Ноя и его сыновей с женами (Быт. 6, 9-10).
Как видно из всего вышеприведенного, магия, А и прочий <дары> демонов не только не привели к процветанию человечества, к установлению счастья на земле, а наоборот, умножили злобу, нечестие, разврат, что привело к гибели практически всего древнего мира.
Однако после потопа тайные знания по магии и А не исчезают, по многочисленным свидетельствам древних (см. А. Горбовский. Факты, догадки, гипотезы. <Знание>, М., 1988, с. 52-53) эти знания были надежно укрыты, а после потопа вновь предложены развивающемуся человечеству.
Если мы проследим историю человечества после Ноя, то увидим, что те древние цивилизации, в которых магия, А и другие <тайные знания> получают наибольшее распространение и входят в структуру общества, гибнут и исчезают с лица земли как только расцвет оккультизма в них достигает своего апогея. Примером тому являются Вавилонское, Ассирийское и Персидское царства.
Подробнее остановимся на истории древнего Вавилона. В клинописях, происходящих оттуда, которых в музеях мира насчитывается до полумиллиона, содержатся сведения, что жрецы Вавилона наследовали знания в особенности в области А и строения вселенной. Вавилонский историк и жрец Берос (III в. до н.э.) также свидетельствует о сохранении магических знаний после потопа. Наконец, память народов доносит сведения о начальных создателях вавилонской традиции родах халдеев, обладателях культуры некоего внеземного знания, бывших первыми математиками, астрологами, алхимиками, теософами земного мира, исполнявших службу чернокнижников, гадателей и толкователей снов при дворах древних владык. Халдейское же древнее предание настаивает на том, что десять их первых царей происходили с неба.
Также известно, что ниневийские цари не предпринимали никаких важных дел без совещания со звездами. Они имели при себе астрологов, которые наблюдали небо и объясняли течение планет, как об этом часто упоминают надписи. Из одного памятника мы узнаем, что Сеннахериб отказался от похода только потому, что сочетание звезд оказалось неблагоприятным. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 2, статья <Астрология>.). Занятие А в Вавилоне было столь распространено, что само название халдеев означало у многих писателей древности астро лога. Всем известна судьба Вавилонского царства, претерпевшего страшное крушение и гибель. Такая же участь постигла Ассирийское и Персидское царства.
ЦЕРКОВЬ И АСТРОЛОГИЯ
Теперь давайте посмотрим на отношение Ветхозаветной и Новозаветной Церкви к А. В великих кодексах Моисея мы читаем о запрещении заниматься всякими видами волшебства под страхом смерти. <...Не ворожите, не гадайте. Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь ваш. И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее> (Левит. 19,31;20,6).
Во Второзаконии мы также читаем о строгом предупреждении Господа не заниматься никакими видами волшебства и не общаться с теми, кто этим занимается, ибо именно за это увлечение волшебством (которое есть по сути союз с демонами) Бог и изгоняег народы с их земли, обрекает их на гибель, землю же ту отдает Израилю, который был верен Ему. <Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь, Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя... прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за спито мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего. Будь непорочен пред Господом, Богом твоим. Ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей; а тебе не то дал Господь Бог твой. Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет Господь Бог твой, - Его слушайте...> (Втор. 18,9-15).
Пророк Исайя, предрекая гибель Вавилона за его нечестие и пагубное занятие магией и А., от имени Господа с иронией говорит: <Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени...> (Ис. 47, 12-14).
Здесь мы имеем прямое указание на бессильность всех видов волшебства перед волей и силой Божией и на неминуемую кару, постигающую тех, кто занимается магией и А или прибегает к помощи оккультистов. При столкновении магов и волхвов с пророками и другими духоносными мужами сыны тьмы неизменно терпят поражение. Так, в книге Исход (7-9) мы читаем о том, как волхвы и чародеи противясь Моисею, творили чудеса многие перед фараоном при помощи колдовских чар, но не смогли противостоять силе Божией и в конце концов вынуждены были признать свое поражение от пророка Моисея. В книге Бытия (41) повествуется о торжестве праведного Иосифа над волхвами и мудрецами египетскими, не возмогшими при всем своем магическом искусстве верно истолковать сон фараону. Пророк Даниил также многократно посрамляет халдейских мудрецов и магов (Дан. 2-4, 5).
Все это объясняется тем, что свои чудеса и пророчества сыны света совершают всегда силой Божией, Духом Святым; противящиеся же им волхвы, маги, астрологи, используя искусство волшебства, действуют силой демонической и естественно терпят поражение, противодействуя Богу.
В Новом Завете мы видим такое же непримиримое отношение ко всем видам чародейства, как и в Ветхом и такую же постоянную победу сил Божиих при столкновении с чародейством. Так, апостол Павел изгоняет духа прорицательного из служанки, предрекавшей будущее (Деян. 16, 18), хотя казалось бы она возвещала правду, следуя за апостолами и говоря, что те <рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения>. Но апостол не желал и истины из нечистых уст бесовских, давая тем самым пример отношения к демонам, даже пусть иногда вещающим правду. Ибо за этим стоит только одно желание вовлечь в общение с целью завоевать доверие, чтобы потом погубить.
Тот же апостол Павел наказывает слепотой Елиму - волхва, противящегося евангельской проповеди и старающегося отвратить людей от истинной веры (Деян. 13, 8-II). И наконец, из книги Деяний Апостольских мы узнаем о том, что под действием апостольской проповеди <...из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли пред всеми> (Деян. 19, 19). Таким образом они отреклись от связи с демонами и засвидетельствовали несовместимость веры во Христа и чернокнижие.
В Номоканоне (своде церковных правил и постановлений) сказано предельно ясно: <Которые ходят к волхвам или волхвуют или звездословят (т. е. зазанимаются А - Прим. авт.), шесть лет да не причастятся по 1-му правилу Трульского собора и по 80-му правилу Василия Великого, священник же, творящий это - да извержится>. (Требник, 1904, с. 195).
Здесь мы видим явное указание церковного сознания на демоническое происхождение всех видов волшебства, включая А , на недопустимость общения с ними верующих христиан и на строгое наказание тех, кто по каким-либо причинам решится на связь с демонами.
СВЯТЫЕ ОТЦЫ, УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К АСТРОЛОГИИ
Святые отцы Церкви на протяжении всей ее истории также уделяли большое внимание борьбе с волшебством и А. Из-за недостатка места позволю себе остановиться только на некоторых работах святых отцов и учителей Церкви. Так, Тертулиан в своей работе пишет: <Между различными людскими занятиями нельзя не заметить некоторых искусств или профессий, благоприятствующих идолопоклонству. Об астрологах даже говорить не стоит, но так как один из них вздумал оправдать себя в том, что продолжает заниматься этой профессией, то я намерен сказать несколько слов по этому поводу. Я не скажу, чтобы помещать имена ложных богов на небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв Богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами, - чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам. Но я утверждаю, что астрология в этом случае уподобляется падшим ангелам, отошедшим от Бога для обольщения рода человеческого... Если магия наказуема, а А-ее разновидность, то вместе с видом подлежит осуждению и разновидность. Так со времени появления Евангелия всякого рода софисты, астрологи, чародеи, маги, солхователи должны быть неминуемо наказаны> (Об идолах. - В кн.: А. Б. Ранович, Первоисточники по истории раннего христианства. М" 1990, с. 167).
Татиан в <Речи против эллинов> пишет: <Демоны сделали людей жертвою своего отступничества. Они, показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы... демоны изобрели судьбу. Основанием к этому для них послужило помещение животных на небе. Ибо они удостоили небесной почести животных, с которыми жили по низвержении с неба, - пресмыкающихся, плавающих в водах, четвероногих, живущих в горах, - для того, чтобы думали, что и они пребывают на небесах, и чтобы посредством расположения звезд убедить, что жизнь на земле, чуждая разума, согласна с разумом: таким образом, гневлив ли кто или терпелив, воздержан или не воздержан, богат или беден кто, таким бывает от назначения тех, которые располагают рождением; ибо распределение Зодиака есть дело богов. Если свет одного из них, как говорят, сильнее, то он отнимает славу у прочих, и кто побежден ныне, опять может быть победителем. Они с удовольствием занимаются семью планетами как игроки в кости. Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного и, не подчинясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей>. (Татиан. Речь против эллинов. - В кн.: Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988,с.376-378.).
Минуций Феликс в своем <Октавии>, говоря о римских гаданиях и предсказаниях, пишет, что если в редких случаях эти предсказания и сбывались на деле, то это можно объяснить тем, <что между множеством ложных предсказаний какое-нибудь из них случайно могло попасть на истину>, и что чародеи и астрологи, которые промышляют предсказаниями <не только знают демонов, но и при помощи их совершают все свои проделки, похожие на чудо: по их внушению и влиянию они производят свои чары, заставляют видеть то, чего на самом деле нет или наоборот не видеть того, что есть. Первый из таких магов по словам и делам своим Сосфен (Остан)...> (Марк Минуций Феликс. Октавии. - Там же, с. 574-575), т. е. тот самый маг, который, как мы уже указывали, явился одним из первых распространителей А. в Элладе.
Св. Иоанн Златоуст в своем поучении <О лечащихся от болезней волхованием> строго предупреждает, что нельзя ходить ко врагам Божиим волхвам и чародеям, ибо лучше умереть, чем к врагам Божиим идти. И что те, кто пользуются их услугами, умирают прежде времени и в муку вечную идут.
Св. Максим Грек пишет целую работу, направленную на разоблачение А как разновидности магии, связывающей человека с демонами. В письме неизвестному лицу, сопровождавшем ее, он пишет, что посылает труд, <низлагающий убо прелесть звездочетную и всякое волшебное неистовство, бесами изобретенное> (Максим Грек. Послание неизвестному, сопровождающее одно из сочинений Максима Грека против астрологии. - В кн.: Д. М. Буланин. Переводы и послания Максима Грека. Ленинград, <Наука>, 1984).
Итак, мы видим, что святые отцы Церкви единодушно выступают против А, обличая ее как разновидность магии, средство общения с демонами, а астрологов сравнивают с <падшими ангелами, обольщающими род человеческий> и строго запрещают общение с этими <врагами Божиими>. Особого внимания заслуживает высказывание Татиана, показавшего безумие астрологов, которые нарекли созвездия именами животных, планеты - именами ложных богов, а потом из характера последних стали выводить судьбу человека или государства в зависимости от расположения этих <небесных тварей>. Очень убедительно звучат и доказательства Менуция Феликса, показавшего, что некоторые предсказания сбываются по двум причинам: 1) из-за случайного совпадения; 2) из-за чародейских действий гадателей, которые в ряде случаев могут узнать о грядущих событиях от демонов, которые или увидели или узнали об этих событиях, или сами принимали непосредственное участие в их подготовке.
ПРИЧИНЫ СОВПАДЕНИЯ НЕКОТОРЫХ АСТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСКАЗАНИЙ С РЕАЛЬНОСТЬЮ
Кроме вышеприведенных высказываний святых отцов и учителей Церкви о причинах совпадений некоторых положений астрологических гороскопов с реальностью, нам хотелось бы привести еще один фактор, объясняющий суть этих совпадений.
По законам, данным Богом, в мире происходит взаимодействие материальных объектов, и в частности, воздействие солнца, луны и других небесных светил и планет на живую и неживую материальную природу земли. Человек, будучи своеобразным микрокосмосом, соединяющим в себе духовные и материальные начала, естественно, испытывает на себе это воздействие. Так, например, профессор Чижевский в своих работах показал зависимость эпидемий холеры и некоторых других заболеваний от уровня солнечной активности (А. А. Чижевский. Земное эхо солнечных бурь. <Мысль>, 1976). Известно влияние фаз луны на психическое состояние определенного контингента людей (так называемое явление лунатизма при полнолунии). Видимо, по аналогии можно говорить и о воздействии других небесных тел на физическое и психическое состояние человека и даже, в определенной степени, на формирование его характера, индивидуальных физических и психических способностей.
Вероятно, указанные знания были также даны астрологам падшими духами. При знании определенных физических и психических свойств человеческого организма, а также возможных результатов влияния на него космических излучений в определенный момент времени можно предполагать то или иное поведение, физическое или психическое состояние человека. Отсюда случаются некоторые совпадения между предсказаниями гороскопа и реальностью.
Но характерно, что большинство предсказаний астрологов не исполняется. Это объясняется тем, что, кроме астрономического фактора, индивидуальные психофизические особенности человека определяют его наследственность, географическое место рождения, воспитание, питание и множество других второстепенных факторов. Что же касается судьбы человека, его жизни и смерти, то ко всем вышеперечисленным факторам прибавляется еще один, который и является главным и определяющим - промысел Божий о человеке. Особенно о человеке верующем, христианине, который предается воле Божией и постоянно ищет ее. Такой человек находится под особым водительством Господа. Сказано в Евангелии от Матфея: <Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И не одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены;> (Мф. 10, 29-30). Не христиане же, в силу отпадения от истинного Бога, в определенной степени преданы на волю случая, и их жизненный путь складывается из многих составляющих, в которых физические и психические природные задатки, а также космическое воздействие небесных тел играют уже большую роль. Вот почему для христианина верность астрологических предсказаний имеет практически нулевую вероятность, а для язычников определенную, хотя и довольно низкую, степень совпадения.
ВОЛХВЫ И РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Некоторых смущает вопрос: если А носит демонический характер и использование ее является грехом, как же волхвы узнали время Рождества Христова при помощи А.?
На этот вопрос существуют два ответа, которые не противоречат, а скорее дополняют друг друга.
Первый ответ. Причину, по которой ожидали эту звезду на Востоке и следили за ее появлением, ставят в связь с предсказаниями, сделанными в книгах Ветхого Завета. В книге Чисел мы читаем: <Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля...> (Числ. 24, 17).
У пророка Исайи (Ис. 60, 1, 3, 6) сказано: <Восстань, светись Иерусалим, ибо пришел Свет твой, и слава Господня взошла над тобою. И придут народы к Свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию. Все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господню>.
В псалме 71 мы читаем: <Цари Фарсиса и островов поднесут Ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары>.
Пророк Даниил (здесь необходимо четко понимать, что сам пророк Даниил никакой магией и А. не занимался, а поступал так, как вразумлял его Бог, в этом-то и было его преимущество перед волхвами, которые на многие вопросы не могли дать ответ), который был назначен в вавилонском плену начальником волхвов (Дан. 2, 48), естественно знал эти предсказания и не скрывал их. Кроме того, лично ему принадлежит пророчество о времени Рождества Богомладенца (Дан. 9, 25). Эти данные, указывающие на события чрезвычайной важности (время, мес то и обстоятельства Рождества Христова) были зафиксированы и надежно хранимы той жреческой школой, во главе которой в силу сложившихся обстоятельств стоял пророк, и по преемственности передавались волхвами из поколения в поколение.
Второй ответ. Премудрость Божия, обратившая злобу людей в средство для приведения Иосифа в Египет, также могла дать А. возможность привести волхвов ко Христу. Ибо известно, что Бог <...хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины> (Тим. 2, 4), все без исключения, и Он старается спасти каждого только Ему одному ведомыми, оптимальными для этого человека путями.
Из всего вышесказанного о волхвах, пришедших поклониться Христу, можно сделать вывод, что не благодаря магии и А. узнали они время и место Рождества Христова, а благодаря тому, что Сам Господь открыл им это тем путем, который посчитал для них и их спасения лучшим. Так что никакой заслуги А. в факте пришествия волхвов по звезде к месту Рождества Христова нет.
Небо и звезды - такое творение рук Божиих, которое видимо всем. Поэтому в определенных случаях Господом посредством их даются знамения, возвещающие важные события в грядущей судьбе человечества.
Так, во время крестных мук Спасителя, перед самой Его смертью <...сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце...> (<Лк. 23, 44-45). <Людям возвещалось, что человеческими руками убит Тот, Который пришел спасти род человеческий, возвестить и открыть путь ко спасению, к Царству Небесному. Произошла временная победа тьмы, совершилось дело беззакония и в знак этого земля покрылась тьмой. Умер Иисус Христос - солнце правды, источник, дающий людям вечную жизнь, померкло чувственное солнце - источник материальной жизни.
Мы читаем также в Евангелии о том, что при кончине века, перед вторым пришествием Христовым <будут знамения в солнце и луне и звездах. И ужасные явления и великие знамения с неба> (<Лк. 21, 25, II), которые в сочетании с другими предсказанными событиями и явлениями не оставят сомнения в том, что приблизилось время второго пришествия Христова и конца существующего мира. Таким образом, для понимания знамений небесных, посылаемых от Господа, не требуется знание А. или толкований астрологов; каждый, кто принял сердцем Священное Писание, не усомнится в происходящем.
АСТРОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Теперь, когда в виду всего вышеизложенного мы можем сделать вывод о демоническом происхождении А и магии, об их губительном влиянии на земные цивилизации, их воспринимающие, об однозначно отрицательном отношении христианской церкви ко всем видам оккультизма, давайте рассмотрим картину развития А в современное время в нашей стране.
Здесь прежде всего необходимо обратиться к таким известным и популярным астрологам, как супруги Глоба. Они часто выступают по телевидению и радио с лекциями по А , широко вещают на эту же тему в прессе, покрыли почти всю страну сетью астрологических школ. Кто же они такие и каковы их задачи? Сначала дадим слово им самим.
В журнале <Работница> в статье <С кем разговаривают звезды> (? 12, 1989, с. 25) мы читаем: <Предки Павла по материнской линии - персияне из рода гебров в Иране - издревле посвящали свою жизнь А.; дед также учил Павла А., а умирая, дедушка передал внуку слова-пароль, который открывает ученику доступ к учителям, великим астрологам... И завещал их искать в Индии>. Когда Павел вырос, то отправился в Индию, и вот что он говорит об этом путешествии: <Я нашел... Учителя признали меня - заветные слова-пароль помогли. Допустили к учению - самому сокровенному, что передается ты- сячелетиями из уст в уста. дали книги... научили, как найти жену и добавили, что, когда ваши жизни соеди- нятся, ты посвятишь ее в то, чем владеешь сам и на вас будет возложена великая миссия>.
Как видно из сказанного Павлом Глобой, им бы- ли последовательно пройдены все виды ритуального магического посвящения в <тайные знания>.
Первое - предки-персияне, наследственные аст- рологи, у которых тайные знания путем обучения и посвящения передавались из поколения в поколение. (Для лучшего понимания в качестве аналогии можно привести пример наследственного колдовства, когда наговоры, заговоры и вместе с ними <бесы-помощни- ки>, помогающие осуществлять это колдовство, пере- даются по наследству ). Дед, умирая, передает закли- нания (а также, по-видимому, и беса-помощника), которые открывают путь к <учителям>, т. е. магам вы- сокой степени посвящения, у которых начинающий астролог должен пройти соответствующую стажиров- ку.
Второе. Павел едет в Индию, творит заклинания, являются <учителя>, и Глоба проходит новый курс магического обучения, получает высокую степень по- священия, снабжается необходимой литературой и посылается с <великой миссией> в страну, где еще не развита А. Чтобы легче было творить задуманное, ему подыскивается при помощи определенных сил жена, которую он должен посвятить в то, чем владеет сам>.
А дальше происходит самое страшное. С радостью для него открываются страницы журналов и газет, по телевидению под постоянной рубрикой <Школа А.> Глебами проводится широковещательная пропаганда астрологических идей; страна покрывается сетью школ, где люди с большим энтузиазмом слушают пле- нки, наговоренные астрологами Глоба, а после этого активно вовлекают в занятия А. своих родных и зна- комых. Та магическая зараза, из-за которой во мно- гом и погиб допотопный мир, все более и более охва- тывает умы и сердца миллионов людей, формируя их сознание и стиль поведения в обществе.
И это наше утверждение не голословно. Для при- мера приведем высказывание Тимура Свиридова, од- ного из ярких представителей школы Глоба. В статье <Что нам готовит Водолей?> он вещает: <Сегодня на планете формируется новый тип людей, новая раса, которая будет обладать неизвестными нам способнос- тями - оккультными... И нам нужно развить у людей сильное астрологическое мышление>. И далее: <Па- вел Глоба предсказывает, что в 1999 году придет Мес- сия, который родится в России, и даст повой эпохе Водолея свое мировоззрение, другой тип религии>. (<Что нам готовит Водолей>, газ. <Аномалия>, ? 2, 1990).
Из этого видно, что пропаганда А. и магии в на- шей стране играет строго определенную роль и пре- следует свою цель - А. и магия призваны стать еще одним средством в формировании людей в нехристи- анском, демоническом духе. Идет атака оккультизма на современный мир, ожесточенная борьба за завое- вание умов и сердец людских, которые проходят на заранее подготовленном фоне безбожия. Сначала из душ людских сознательно вырывали Христа, пресле- довали, ссылали и казнили за веру. Над верой смея- лись, храмы разрушали, религиозные книги сжигали. Образовавшийся в душе вакуум старались заполнить атеистическим бредом, материалистической белибер- дой. И многие люди в силу своего воспитания приняли это и стали этим жить. Сейчас безумность этих идей стала очевидна для всех. Современный человек потя- нулся к духовной жизни, и ему тут же широковещате- льно предлагают новую духовную пищу - оккуль- тизм. Не вооруженный христианской верою, знанием Священного Писания и пророчеств о будущем мира и пришествии антихриста, современный человек не в состоянии правильно оценить навязываемых ему ок- культных учений. Изголодавшийся по духовной пище, он всеядно поглощает всякую мистическую отраву, предлагаемую ему определенными силами. Этим по- льзуются уловители душ, которые подобно Свиридову даже часто и не скрывают своих намерений. Им нуж- но воспитать новый тип людей <с оккультными спо- собностями>. Нужно воспитать людей в том духе, ко- торый определит возможность прихода лже-мессии, антихриста, который попытается, как и предсказано в Апокалипсисе, уничтожить христианство и насадит>> <другой тип религии>, заключающийся в поклонении ему, антихристу.
Все это требует в настоящее время особой бдительности, внимательности христиан к себе и ко всем проявлениям внешнего мира, необходимости помнить, что борьба идет не на жизнь, а на смерть, причем смерть вечную для прельщенных, ибо, как указывает апостол Петр, необходимо быть бдительным, помня, что <...противник ваш - диавол - ходит, как рыкаю- щий лев, ища кого поглотить; Противостойте ему твердою верою...> (1 Пет. 5, 8, 9)
Священник о. Родион, Санкт-Петербург, 1992 год