Мой путь к Тихвинской
Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. (Мф. 11: 29-30)
Как это было... Кое-кто из нас, прожив те 9 дней Крестного хода, пытался потом делать записи, но не доводил их до конца. Потому что всякое сказанное, а тем паче написанное слово казалось слишком бледным, чтобы выразить то, что было пережито, нет, прожито в этом пути. А прожита была, кажется, целая жизнь. Причем это была жизнь, исполненная такой неземной радости, любви и чистоты, что все прошлые десятилетия моей жизни показались мне на ее фоне столь же интересными и содержательными, как школьный учебник математики. Мы все стали там другими, это точно. Узнав о наших сборах, кто-то из «нормальных» высказался примерно так: «Да пока вы сбиваете ноги до Тихвина, мы раз 10 помашем вам ручкой из автомобильного окошка...». Но почему-то было твердое убеждение, что все эти долгие километры нужно пройти именно своими сбитыми ногами. «Иначе Матушка не примет» — так ощущали и говорили многие. Шли с упованием на волю Божью — осилим ли? Не знали даже, пропустят ли нас в итоге в Тихвин. Более того, все городские начальники с большей или меньшей степенью уверенности обещали нам, что 9-го числа ни за что не пропустят и дороги-то все будут перекрыты, и по городу мышь не проскочит, и в монастырь впустят только сотню самых приближенных и иностранных. И вот мы идем, освящая каждый метр пути молитвой, а молитва в то же самое время освящала и преображала грешных и немощных нас. То, что происходило с нами, от начала и до конца, иначе как чудом и назвать-то нельзя. Я упомяну только о некоторых знаках той дивной благодати, которой мы, недостойные, сподобились по великой милости Божьей. Большинство из нас — женщины (от 18 до 65), с никакой физической подготовкой, больные и немощные. Ноги были сбиты до крови практически у всех в первый же день, потому как мало у кого нашлась подходящая к такому делу туристская обувка. Обе наши медицинские сестрички попервоначалу сбивались с собственных покалеченных ног, чтобы обработать «открытые раны» и заклеить их пластырем. Потом поняли: пластырь — ерунда, единственное действенное, предусмотренное для нас Господом средство росло прямо у нас под ногами. Подорожник — это такой растительный подвижник — его не замечают, топчут, а он все терпит и бережно снимает боль с попирающих его ног. Итак, вы представили себе похожую ситуацию в каком-нибудь турпоходе, где надо за 8 дней пройти не меньше 170 км? Ну, так слушайте дальше. Мужчины шли впереди с крестом, фонарем (для возженной свечи), хоругвями. Женщины несли иконы. Я в первый день несла тяжелую храмовую икону Петра и Павла. Начиная со второго дня Петр и Павел несли меня. Одна из сестер, которая шла с не менее тяжелой Тихвинской, после первого дня решила оставить ее в машине и — не смогла без нее идти вовсе. Так и прошли они вместе до самого конца, друг другу помогая. Рассказывает: «Вижу утром, идут по дороге женщина и девочка, и обе ветками отмахиваются. «Зачем они это делают?» — думаю. А потом поняла — мошки! Меня-то они не кусают — я ведь икону несу, у меня руки заняты». Кажется, в первые три дня еще появлялись мирские мысли, потом утвердилось состояние легкости и покоя, которое постепенно нарастало. И все это было, как оказалось, только подготовкой к тому, что обрушилось на нас в самый последний момент, в момент Встречи; подготовкой к тому, о чем мы даже не подозревали, но к чему шли, бережно опекаемые и ведомые — ангелами? Спала я мало (не всегда по обязанности, а иногда просто от радости) — часа по четыре в сутки, а иногда и по два. Есть почти не хотелось. Но при этом не только ни какой усталости не ощущалось, но силы постоянно возрастали, словно мы приближались к источнику какого-то живо го Света, который чудным образом преображал нашу немощную природу. Мы шли по нашей земле, и где-то над ней - вне времени и пространства. Это ощущалось всеми в той или иной степени Вот, совсем молоденькая наша Валентина; первые три дня шла с температурой с закутанным шерстью горлом, от чего и молитвы со всеми не пела. На пятый день, ставший для нас пиком испытаний пройдя более 30 км, вымокнув до нитки под холодным дождем, она сказала «Я хочу идти и идти, я хочу пройти еще 30 километров». А ведь этот день бы еще и испытанием нашего смирения Именно в этой деревне первый (и единственный раз) «местные власти» предложили нам для крова что-то вроде большого хлева без окон и дверей, но большим количеством стекловаты. И тог да — без ропота, без обиды, прямо на крыльце негостеприимной конторы вознеслась покаянная молитва (этот дивный момент снят на любительскую кинокамеру). Ночевали мы в эту бурную ночь в теплой часовенке во имя Ильи пророка, где ночью зазвонили сами о бой колокола. А кое-кого увели к сeбе подобревшие вдруг местные жители. Уже потом, после возвращения домой я поняла, на чем основывалась моя увренность, что приехать к Матушке на машине нельзя — разве только для того, чтобы чмокнуть покрывающее икону стекло — и не более того. Каждый из дней пути воспитывал нас, имел глубокий смысл и символику, каждый день готовил нас к Встрече. Иначе мы бы не стали тем, кем вошли в Тихвин. А стали мы единым телом, образом той Христовой Церкови, какой была она, возможно, в первые свои пламенные столетия. Мы даже называть друг друга не могли никак иначе, как только братьями и сестрами. Не пройдя эту подготовку, мы бы не могли принять в себя в итоге того ощущения ЖИВОЙ Богородицы, ЖИВОЙ гораздо более, чем весь окружающий мир, в суете и страстях которого мы так погрязли, что ничего другого и знать не хотим. Откуда мне знать разгадку этой тайны, кого ради из нас и чьими молитвами было даровано мне это прикосновение благодати, разделившее мою жизнь на две половины. Нет во мне ничего достойного — нет любви ни к Богу, ни к ближнему, нет ни покаяния, ни смирения, ни опыта духовной брани со своими страстями, да и в Православии-то я — без году неделя. Понимаю, ценой каких подвигов стяжали благодать истинные Святые, и помню, какой ценой оплатил ее прикосновение неподготовленный к тому Николай Мотовилов. Но знаю и другое, так : же ясно, как сразу знала, что автомобильное путешествие в Небеса не приведет: это был аванс, который я должна отработать всей своей жизнью. Можно написать еще много о видимых и невидимых чудесах, свидетелями которых мы стали. Но зачем? Тому, кто решился, достаточно сказанного. Свой путь каждый должен пройти сам. Мы всё ищем внешних чудес - истекающих миром или кровью икон, зримых исцелений — хотим непременно «вложить персты». А искать надо одного, главного чуда — того, которое совершается в твоем сердце. Не бойтесь, только веруйте и идите — этому учила нас в нашем Крестном ходе Матушка, Одигитрия — указующая Путь. Да святится имя Твое! Марина СТОЛЯРСКАЯ |
||