Роман Силантьев: Даже в Азербайджане православные чувствуют себя лучше, чем в Татарстане26 декабря 2013
Директор Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора Роман Силантьев выступил на круглом столе «Откуда исходит угроза православным Татарстана?», организованном в Москве в связи чередой поджогов православных храмов в Татарстане, и подверг критике действия местных властей, политика которых могла в определённой мере способствовать развитию исламского экстремизма в Республике и привести к открытому нападению на храмы Русской Православной Церкви.
По словам эксперта, ситуация в Татарстане сейчас по сравнению с другими регионами России является крайне неудовлетворительной, поскольку Казань находится на последнем месте по уровню межнациональных и религиозных отношений. «Сравнивать его можно только с Дагестаном», – заявил Роман Силантьев, выступая на круглом столе Правозащитного центра ВРНС, сообщает IslamNews.Ru со ссылкой на Интерфакс-Религия.
Он указал на проблему с передачей храмов православным в республике, отметив, что такого количества жалоб на действия властей «не получал ни разу».
«Я в Татарстане с 1999 года бываю ежегодно, объехал все районы и все города. С десятками людей встречался – все говорят одно и то же, что власть ведёт себя неадекватно. Она не понимает, что Церковь отделена от государства – это значит, что чиновники не имеют права вмешиваться в церковные дела. Все говорят о том, что чиновники чего-то требуют, что ведут себя, извините, по-хамски, ведут себя действительно как уполномоченные по делам религий в Советском Союзе. Причём это и мусульмане мне жаловались», – отметил Роман Силантьев.
Эксперт подчеркнул, что такого количества поджогов храмов, как в Татарстане, «за всю новейшую историю у нас не было, мы можем сравнить только с Сирией и Египтом – там тоже массово поджигают храмы», и поэтому у православных есть к татарстанским властям целый ряд закономерных вопросов: как они могли довести ситуацию до такого плачевного состояния, и почему в их политике наблюдается явный перекос в сторону строительства мечетей, в то время как православных храмов они не закладывают вообще.
«Власти Татарстана и за пределами Татарстана строят мечети или закладывают их, как во Владивостоке. Но ведь население-то поровну православное и мусульманское, почему только мечети? Почему храмы православные власти Татарстана не закладывают? Почему власти Ингушетии, где пятьсот осталось православных, два новых храма сейчас построили?» – задал он вопрос.
Протоиерей Всеволод ЧаплинГлава Правозащитного центра считает, что даже в Азербайджане православные сейчас «чувствуют себя лучше, чем православные Татарстана». И если ситуация не изменится, «действительно будет «сирийский сценарий». «В Сирии люди вместе разных вер жили полтора тысячелетия, что не помешало за год всё это уничтожить. У них были ансамбли, у них восстанавливались храмы и мечети, у них был идеальный когда-то межнациональный и межрелигиозный мир, который ваххабитами был уничтожен за год», – подытожил Р.Силантьев.
Гораздо более сдержанную позицию в ходе круглого стола «Откуда исходит угроза православным Татарстана?» по отношению к местным властям занял председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Однако и он вынужден был признать, что в Татарстане наблюдаются случаи давления на православные общины со стороны сил, которые пытаются без очевидной готовности граждан обратить их в иную веру.
«Известно, что в целом ряде случаев к священникам и православным верующим обращаются эмиссары определенных религиозно-политических организаций, настаивая на том, чтобы они приняли ислам. Делается это в достаточно жёсткой форме. Люди боятся и, как свидетельствуют некоторые источники, уезжают с обжитых мест. Хочется надеяться, что эта проблема будет разрешена», – сказал священника.
Наряду с этим, по его словам, православные в Татарстане сталкиваются с невозможностью открыто исповедовать свою веру. Так, в селе Сухарево Нижнекамского района местные власти приняли решение демонтировать кресты на въездах в село. В Бугульме на освященном месте, предназначенном для строительства храма, была поставлена скульптура, сообщил он.
Отец Всеволод также выразил недоумение тем фактом, что в Татарстане не соблюдается принцип добровольного выбора модулей в рамках школьного курса "Основы религиозных культур и светской этики", и школьники могут выбрать или "Основы мировых религий" или курс по светской этике, в то время как возможности выбрать "Основы православной культуры" нет.
Русская линия/www.klikovo.ru
|
||