Патриарх Кирилл: «Познание самого себя есть средство очищения от грехов»04 марта 2014
3 марта 2014 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
«Мы начали поприще Великого поста, и каждый разумный христианин задает себе вопрос, а что же нужно сделать в течение Великого поста, чтобы действительно измениться к лучшему, чтобы изменился наш образ мыслей, чтобы изменились наши чувства, чтобы воля наша окрепла к добродетели. И святые отцы, также размышляя на эту тему, говорят, что непременным условием такого внутреннего духовного возрастания является самопознание»,- сказал Святейший Владыка. «Познание самого себя есть средство очищения от грехов, особенно совершенных по недомыслию, по незнанию, говорит Григорий Нисский. Действительно, многие грехи мы совершаем не от злой воли, а от незнания. Это касается особенно людей невоцерковленных — быть может, верующих, желающих жить по воле Божией и по Божиему закону, но не имеющих навык духовной жизни. Нередко грехи совершаются по незнанию, и каждый священник в своей исповедальной практике сталкивался с удивительным ответом кающегося на вопрос «В чем грешен?» — «Ни в чем, батюшка, я не совершал никаких грехов». И происходит это именно потому, что люди не знают и не понимают, что такое грех, а незнание греха происходит от неспособности познавать самого себя»,- считает Предстоятель РПЦ. «Действительно, когда человек живет в суете, когда его сознание заполнено информацией из окружающего мира, которую он постоянно пытается осмыслить, когда он пытается ответить на какие-то вопросы, проистекающие из этой мирской суеты, тогда взор его уходит в сторону, вовне, подобно физическому зрению, которое, по словам того же Василия Великого, способно познавать только внешний мир, но не внутренний. Мы лишаемся внутреннего зрения, когда фокус нашего внимания обращен вовне, особенно на повседневную суету. Ведь именно поэтому начиналось монашество в истории Церкви. Люди, которые всерьез брались за свою духовную жизнь, за свое духовное воспитание, хорошо понимали, что сопричастность каждодневным суетным делам не дает разуму возможности сосредоточиться. Наверное, это и каждый человек знает на собственном опыте, в том числе и, может быть, в первую очередь те, кто посещает храм Божий: как трудно оторваться от мирской суеты даже во время молитвы в храме, как мысли вырываются вовне и поглощают сознание», – цитирует Предстоятеля портал Патриархия.Ru. «Поэтому преподобный Никита и говорит о необходимости отстраниться от повседневной суеты и испытать свою совесть. Вот здесь как раз и применяется ум, который имеет способность проанализировать то, что происходит в нашей жизни, наши мысли, наши дела, наши намерения. Именно умом человек познает самого себя. Для этого, конечно, необходим навык. Если просто размышлять о самом себе, можно сойти с ума и ничего доброго не получится. Это нужно делать, всегда сочетая размышления с молитвой, прося Господа открыть наши собственные тайны, нередко скрытые от нас самих, гнездящиеся где то в сознании или даже в подсознании. И силой Божией раскрываются перед нами самими наши собственные тайны, — только сердце и ум должны быть открыты навстречу такому испытанию совести, и никакой лжи, никакого самооправдания не может быть, когда мы размышляем о своей собственной жизни, о своих мыслях, о своих намерениях и о своих поступках»,- сказал Патриарх Кирилл. «А что же обретает человек в результате этого самопознания? Тот же Никита Стифат учит нас, что результатом является осмысление, в первую очередь, повседневности. Мы начинаем понимать суетность, никчемность всего того, что совершаем каждый день и чему, собственно говоря, отдаем все наше внимание и посвящаем все наши заботы. Обретая понимание того, что есть главное в жизни, мы становимся сильнее и одновременно становимся смиренными. По словам того же преподобного Никиты, одним из результатов самопознания и является обретение подлинного смирения. Это осознание собственной слабости, невозможности жить по слову Божиему и должно привести нас к чувству смирения и, как говорит тот же преподобный, к слезам умиления. Для кого-то может показаться странным, что слезы являются добродетелью. Но не всякие слезы, не слезы, которые являются результатом человеческой слабости, распущенности или просто нервной болезни, а слезы, которые проистекают от самопонимания, от глубокого анализа того, что происходит в нашей жизни, и от осознания несоответствия нашей жизни тем великим заповедям и законам, которые Бог начертал для всех нас»,- заключил Святейший Владыка. Русская линия / www.klikovo.ru |
||