На главную  Послать письмо  
Новости + История + Монастырь сегодня + Контакты + Богослужения + Святыни + Статьи + Учебные материалы + Богослужебная литература + Фотоальбом + Воскресная школа + Православный календарь + Полный молитвослов + Паломничество + Православный мир + Проскомидия + Детский Центр Возрождение + Лавка
Rambler's Top100

Религиозные праздники 16 октября

16 октября 2017

16 октября православные верующие чтут память священномученика Дионисия Ареопагита.

Священномученик Дионисий Ареопагит

Согласно церковному преданию, святитель Дионисий был учеником апостола Павла и первым епископом Афин. Его первое из дошедших до нас житие  — "Мученичество святых Дионисия, Рустика и Елевферия" — датируется началом VII века и приписывается святителю Венанцию Фортунату, епископу Пуатье. В нем повествуется, что Дионисий был миссионером, отправленным в Галлию Римским епископом Климентом.

Во время гонений на христиан при императоре Домициане он вместе с сопровождавшими его Рустиком и Елевферием около 96 года был схвачен в Лютеции (современном Париже), исповедал себя христианином и был обезглавлен. Тела казненных решили утопить Сене, но женщина по имени Катула, язычница, склонявшаяся к принятию веры Христовой, заманила палачей, перевозивших тела мучеников, к себе на пир, и пока те пировали, слуги Катулы выкрали тела, спрятали их на гумне в 6 милях от города, где потом и погребли.

По преданию, святой Дионисий был уроженцем Афин, получил классическое эллинское образование, затем отправился в Египет изучать астрономию и был свидетелем солнечного затмения в момент распятия Иисуса Христа. "Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается", — сказал тогда Дионисий.

В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда), и когда апостол Павел проповедовал там (Деян. 17: 16-34), Дионисий принял христианство и в течение трех лет был сподвижником апостола, а потом тот поставил его епископом Афин.

В 57 году Дионисий присутствовал при успении Пресвятой Богородицы, а после кончины апостола Павла, продолжая его дело, проповедовал в Риме, в Германии, Испании и наконец был направлен миссионером в Галлию, где и принял мученическую смерть.

В житии преподобной Женевьевы, святой покровительницы Парижа, сообщается, что в конце V века на месте, где пострадал святитель Дионистй была построена базилика. В VII веке король франков Дагоберт велел построить на ее месте новый храм, мощи Дионисия  (Сен-Дени) и его спутников были открыты и помещены в богатую гробницу, а преемники Дагоберта стали считать святителя своим небесным покровителем.

В 754 году папа Стефан II короновал в монастыре Сен-Дени короля Папина Короткого, который перед смертью велел похоронить себя в той же церкви, которая стала усыпальницей французских королей. А папа, получив от короля в дар частицы мощей Дионисия Ареопагита, увез их в Рим, где с того времени также началось почитание этого святого.

Во время Французской революции в 1793 году аббатство Сен-Дени было закрыто, королевские гробницы в храме разорены, однако мощи святителя Дионисия уцелели. В 1802 году в церкви вновь начали совершаться богослужения. Во время археологических раскопок 1953-1973 годов под алтарем базилики была обнаружена предполагаемая первоначальная могила Дионисия Ариопагита, а с 1997 года у святыни совершаются православные молебны.

О почитании святителя Дионисия на Востоке ранее VIII века сведений нет. Известно лишь, что частицы его мощей находились на Афоне. Но для православной церкви гораздо большее значение имели богословские труды святого: "О Небесной иерархии", "О церковной иерархии", "О Именах Божиих", "О мистическом богословии", а также десять посланий к разным лицам.

На протяжении почти четырех веков, до начала VI столетия, они сохранялись лишь в тайном предании, преимущественно богословами Александрийской церкви, и были известны благодаря ссылкам на них Климента Александрийского, Оригена, Дионисия Великого и Григория Богослова. Общецерковное признание творения святого Дионисия Ареопагита получили в VI-VII веках после комментариев к ним преподобного Максима Исповедника.

И хотя в XVI веке авторство текстов, объединенных названием "Аропагитики", стало подвергаться сомнению, сочинения эти оказали огромное влияние на всю христианскую философию.

В Русской православной церкви учение святого Дионисия о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно по "Богословию" преподобного Иоанна Дамаскина, а первый славянский перевод самих "Ареопагитик" был сделан на Афоне около 1371 года, и списки его широко разошлись по Руси, открыв русскими монахам и богословами мир "высокого" эллинского миросозерцания и оказав серьезное воздействие на богословское мышление и культуру древней Руси. Их влияние ощущается и в общественно-политических концепциях XVI века, и во многих произведениях древнерусской литературы, и в иконописных сюжетах. Без сочинений Дионисия Ареопагита невозможно понять духовный мир древней Руси.

А в XX веке чрезвычайные заслуги святого Дионисия Ареопагита признали даже светские астрономы — в 1935 году Международный астрономический союз присвоил его имя кратеру на видимой стороне Луны.

 

РИА новости / klikovo.ru