Этот день в Русской истории21 июля 2017
В октябре 1552 года трудами Государя Иоанна Грозного и Покровом Пресвятой Богородицы русские войска покорили татарскую Казань. С тех пор Волга — главный водный путь страны — стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики — святые Петр и Стефан. Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием и святителем Германом. Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери. 28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства. Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита. Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители. В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский. Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы, написанной, и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной. Сегодня день памяти выдающегося русского поэта и государственного деятеля Гавриила Романовича Державина, скончавшегося 8 июля 1816 г. Он родился 3 июля 1743 г. в семье офицера. Учился в Казанской гимназии, которую не закончил, поскольку был призван на военную службу, служил в Преображенском полку в Петербурге. В 1783 г. опубликована его ода «Фелица», которая имела большой успех и понравилась Государыне Екатерине II. Державин был Олонецким (1784) и Тамбовским (1785) губернатором, смело боролся с неправдой и лихоимством. В 1791−92 гг. состоял личным кабинет-секретарем Императрицы, с 1794 г. — президентом Коммерц-коллегии. По поручению Императора Павла I исследовал еврейский вопрос в России, по итогам своей работы составил знаменитую записку на сей счет. В царствование Императора Александра I был министром юстиции (1802−03). В 1803 г. вышел в отставку. В 1808 г. вышли четыре тома сочинений Державина. С 1811 г. в его петербургском особняке происходили заседания общества «Беседа любителей русского слова», защищавшего традиции классицизма. Скончался в своем имении Званка.
Русская линия / klikovo.ru |
||