Москва. 10 марта - В Русской церкви считают, что официальное празднование памяти западных святых, прославленных до разделения Церкви, напомнит православным о единстве христианской традиции в первом тысячелетии.
Накануне Синод в Москве постановил включить в месяцеслов имена древних святых, подвизавшихся в странах Центральной и Западной Европы до Великой схизмы 1054 года, когда христианская Церковь раскололась на Православную и Католическую.
"Включение в месяцеслов Русской православной церкви имен ряда святых первого тысячелетия христианской эры, подвизавшихся в Западной Европе, напоминает нам о том, что в период неразделенной Церкви церковная жизнь в двух частях христианского мира развивалась в русле общей духовной практики, породившей многих угодников Божиих", - сказал корреспонденту "Интерфакс-Религия" в пятницу секретарь синодального Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов).
Священник отметил, что на протяжении веков Церкви на Западе были очень тверды в исповедании православной веры. Так, например, Британские острова считались настоящей "северной Фиваидой" по количеству монастырей и подвизавшихся в них монахов.
"Не случайно их называли "островами святых". И это были святые именно православной традиции", - подчеркнул собеседник агентства, добавив, что до сих пор их имена сохраняются в названиях десятков населенных пунктов Великобритании.
Священник заметил, что некоторые из этих святых еще до включения в месяцелов были почитаемы не только на Западе, но и в среде православных христиан.
"Если мы обратим внимание на само решение Священного Синода, то увидим, что основанием для включения имен данных святых в месяцеслов были сведения об их почитании в западноевропейских епархиях Русской православной церкви и в ряде других поместных Православных церквей", - сказал он.
Среди святых, которых по решению Синода отныне будет поминать и Русская православная церковь, наиболее известные - небесный покровитель Ирландии святой Патрикий (Патрик) и преподобная Женьевьева, которую считают покровительницей Парижа и русских эмигрантов.
Священник указал на то, что критериями для включения в месяцеслов Русской церкви имен святых было безупречное исповедание ими православной веры, обстоятельства, при которых произошло их прославление, и отсутствие упоминания того или иного святого в полемических трудах по борьбе с восточной Церковью и восточным обрядом.
"В этом смысле нынешнее решение Священного Синода лишь продолжает ту традицию, согласно которой в месяцесловах восточных Церквей появились имена таких святых, как Амвросий Медиоланский, Ириней Лионский, Григорий Двоеслов, Климент Римский, Иоанн Кассиан и многие многие другие - настоящие столпы православия" - сказал иеромонах Стефан.
Говоря о традиции почитания святого Патрика, священник напомнил, что в России она уже достаточно распространена: житие этого святого, его подвиги, то значение, которое он имел для утверждения православной веры в Ирландии, сделали его имя известным далеко за ее пределами. Он также обратил внимание на существующее почитание жития и подвигов святого Албана Британского.
"Составление упомянутого списка упорядочивает практику почитания этих святых в Русской православной церкви", - заключил священник.
ИНТЕРФАКС / www.klikovo.ru