На главную  Послать письмо  
Новости + История + Монастырь сегодня + Контакты + Богослужения + Святыни + Статьи + Учебные материалы + Богослужебная литература + Фотоальбом + Воскресная школа + Православный календарь + Полный молитвослов + Паломничество + Православный мир + Проскомидия + Детский Центр Возрождение + Лавка
Rambler's Top100

Материалы СМИ: "О воцерковленности и полноценности"

24 октября 2016

В последнее время социологические исследования все чаще и глубже затрагивают религиозную сферу. Специалистам ВЦИОМ, ФОМ, "Левады-центра" и других исследовательских организаций интересно узнать не только вероисповедание респондента, но и степень его вовлеченности в избранную религиозную традицию. Полученные результаты при этом часто имеют парадоксальный характер: число православных людей может превышать число крещеных при том, что часть православных не верит в рай и ад; Пасху и Рождество повсеместно отмечают мусульмане и буддисты, а Великий пост соблюдают сидящие на диете неверующие.

Словосочетания типа "православный атеист" или "мусульманин-коммунист" уже перестали удивлять, однако желание углубиться в эту проблему у социологов осталось. В качестве одного из методов исследования они стали классифицировать верующих по степени религиозности, уточняя, как часто они молятся, посещают храмы, соблюдают пищевые ограничения, участвуют в Таинствах и обрядах. Главным объектом изучения здесь стало православное большинство, в отношении членов которого было введено понятие "воцерковленность".

Специалисты Фонда "Общественное мнение" понимают воцерковленность так: "С 1997 г. доля относящих себя к православным среди россиян выросла с 52% до 68%. При этом сегодня лишь 13% православных можно назвать воцерковленными - они посещают храм раз в месяц и чаще, постоянно причащаются, молятся церковными молитвами, выполняют утреннее и вечернее правило", далее уточняя критерии максимальной воцерковленности: посещение храма и причащение чаще раза в месяц, соблюдение постов во все положенные дни, ежедневное чтение утренний и вечерний молитв, а также регулярное изучение Евангелия. Высказывается и мнение, что человек, не знающий наизусть Символ Веры, причащающийся реже раза в год или уважающий Сталина, автоматически отлучается от Церкви и православным считаться никак не может. Самые антиклерикальные исследователи вообще заявляют, что воцерковленных людей насчитывается не 13%, а всего 2-4% населения, поэтому православные являются в России незначительным меньшинством и должны тихо сидеть в своих гетто.

Вне всякого сомнения, социологи имеют полное право вводить градации уровня религиозности и классифицировать православных по шкале "захожане-церковный народ". Но на практике в этом подходе кроется несколько проблем.

Во-первых, сама Русская Православная Церковь не перестает считать православными тех людей, которые не ходят в храмы, не молятся и не причащаются. Частота же участия в Таинствах имеет рекомендательный характер, и разные священники по-разному наставляют своих духовных чад насчет частоты исповеди и причащения. Искренность и сила веры человека определяется гораздо более сложной совокупностью факторов, чем регулярное соблюдение постов и чтение молитв.

Во-вторых, высокая внешняя религиозность далеко не всегда коррелирует с религиозностью внутренней, что наглядно показывает пример евангельских фарисеев. Во времена Российской империи представители целого ряда сект, например, хлыстов, отличались образцово-показательной набожностью, что не мешало им после регулярного посещения православных служб устраивать свои радения. В настоящее время такой же феномен наблюдается у "царебожников", которые уклонились даже не в христианскую секту, а в генотеистический культ.

В-третьих, степень религиозности проверяется социологами выборочно: очень часто у православных, гораздо реже - у мусульман, и совсем редко - у представителей других исповеданий. По мусульманам данные получаются примерно такие же: доля причисляющих себя к этой религии и совершающих, например, ежедневный пятикратный намаз не выше 5%. Как недавно заметил ректор Российского исламского университета Рафик Мухамметшин, 50% называющих себя мусульманами татар пьют водку, а 27% употребляют свинину . Но мусульманами они от этого быть не перестают.

<...>

Роман СИЛАНТЬЕВ
Портал "Приходы"
21 октября 2016 г.

ИНТЕРФАКС / www.klikovo.ru