Христос воскресе!
Пасха – это главный праздник в восточно-христианской православной традиции. С чем это связано? Когда Господь наш Иисус Христос умер на Кресте, и Его враги и Его друзья стали ждать, примет ли Бог Отец эту Жертву. И когда Бог Отец воскресил Своего Сына в Духе Святом и Сам Сын Божий восстал из гроба силой ипостасного Божества, это было свидетельство о том, что Жертва за наши грехи и преступления принята Богом. Христос воскрес, то есть Он есть Тот, «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25).
«Сказав о нашей вере, апостол говорит также о неизреченном человеколюбии Бога, к Которому он всегда обращается, вынося на средину крест... Заметь, каким образом, указав на причину смерти, он обращает ее в доказательство воскресения. “За что Христос распят?” - спросишь ты. Не за собственный грех, как видно из Его воскресения. Если бы Он был грешен, то как бы воскрес? А если воскрес, ясно, что Он не был грешником. Если же не был грешен, то как был распят? Ради других. А если за других, то, без сомнения, и воскрес. Чтобы ты не возразил: как мы можем оправдаться, будучи виновны в столь многих грехах, апостол указал на Того, Кто изгладил все грехи, чтобы утвердить свое учение об оправдании как верой Авраама, которой он оправдался, так и верой в спасительное страдание, которым мы освободились от грехов. Говоря же о смерти Христа, он говорит и о воскресении. Христос умер не для того, чтобы подвергнуть нас наказанию и осуждению, но чтобы облагодетельствовать. Ведь Он и умер и воскрес именно для того, чтобы сделать нас праведными» (Иоанн Златоуст, святитель. Гомилии на Послание к Римлянам).
«Крещенные до страданий Христовых получили только прощение своих грехов... После же воскресения все, крещенные до и после, были оправданы установлением веры в Троицу, приняв Духа Святого, Который есть знак верующим, что они – сыны Божий... Страданием Спасителя побеждена смерть, которая прежде господствовала по причине греха, но она уже не осмелится властвовать над теми, кто оправдан» (Амвросиаст. Комментарий на Послание к Римлянам).
За время прошедшего поста многие из вас, братья и сестры, очень хорошо подвизались в посте. Некоторые впервые в жизни совершали течение поста. Но есть серьезная опасность: при разговении некоторые так расслабляются, что в течение Светлой Седмицы теряют всё то, чего достигли в Великий пост.
«И [это] весьма справедливо. Ибо если кто-нибудь, однажды освободившись от пороков, не образумится, то впадет в [нечто] тягчайшее прежнего… Ибо ему надлежало образумиться по двум причинам: поскольку прежде он страдал и был избавлен [от этого]. Есть еще и третья важная причина – угроза впасть в еще худшее. Однако ни одна из трех [причин] не привела ни одного из них к исправлению. Лукавый дух обитал в них и тогда, когда они были поденщиками в Египте и, живя по египетским обычаям и законам, были полны всякой нечистоты. А когда они были избавлены Моисеем и получили в качестве детоводителя Закон, призывающий к свету истинного Богопознания, скверный и нечистый дух удалился [от них]. Но поскольку они не уверовали во Христа, бес опять напал на них, ибо нашел их сердце пустым и не занятым никаким благочестием, словно бы выметенным, и поселился в них. Ведь как Святой Дух, когда видит, что сердце человека не занято никакой нечистотой, водворяется, обитает и почивает в нем, так и нечистый дух любит обитать в душах беззаконников» (Кирилл Александрийский. Комментарии на Евангелие от Матфея).
В пост кто-то начал посещать храм более интенсивно, кто-то весь пост изучал Священное Писание, читал псалмы царя Давида, вчитывался в строки Святого Евангелия... Праздное, праздничное же состояние не всегда является состоянием, которое может удерживать нас от легкомысленных поступков.
Давайте посмотрим, что говорил Сам Господь через пророка Исаию: «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их» (Ис. 1: 13–14).
«Как там добродетель праведника сделала дым и смрад благоуханием, так здесь порочность приносящих сделала и благовонный фимиам отвратительным для обоняния. Итак, прошу, постараемся во всем показывать чистое расположение. Оно бывает причиною всех благ. Благой Господь обыкновенно обращает внимание не столько на наши жертвы, сколько на внутреннее расположение, с каким мы их совершаем, и, судя по нему, или приемлет или отвергает наши жертвы. Итак, молимся ли мы, постимся ли, подаем ли милостыню (потому что это наши духовные жертвы), или совершаем какое-либо иное духовное дело, будем делать все это от чистого расположения, чтобы получить достойный венец за труды» (Иоанн Златоуст. Гомилии на Книгу Бытия).
То есть праздник окажется для Господа чем-то ненавистным и даже бременем, если мы не будем переживать духовный рост во время празднования, а напротив, расслабимся и потеряем все то, чего достигли, и окажемся даже в худшем состоянии, чем до начала поста или праздника. Я знал одного мужчину, который очень хорошо входил в пост. У него были проблемы с алкоголизмом, и вся община наблюдала, как он проходил течение поста. Он был спонсором целого прихода, и за него молились и миряне и священники, и мы радовались за него – мы видели его всегда трезвым в храме, со светлым лицом. А потом, когда наступил праздник, взрыв эмоций, чувств – его стали приглашать к застолью. Этот мужчина испугался и сказал: «А мне, наверное, нельзя». Но его усадили за стол. И увы: он потерял всё то, что приобрел.
Пока есть время радостных дней Светлой седмицы, не будем сильно расслабляться. Будем трезвиться, как сказано в Писании: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8).
«То, что [дьявол] по всей земле под небесами слоняется и рыщет, как бешеный пес, ища, кого бы пожрать, мы узнаем из написанного об Иове (Иов, 1:6-7)» (Василий Кесарийский. Проповедь об отвержении мира).
Поэтому наша задача – сконцентрировать все усилия для того, чтобы до праздников, в праздники, после праздников мы оставались бы преданными Христу и Его заповедям.
Чувство, что мы живем в присутствии Бога, не должно покидать нас и в праздничные дни.
«Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор. 6:2).
Итак, время поста – это время исправления, время церковных праздников – это время духовного возвышения, а не ниспадения, и время после праздника, после поста – это время подготовки к следующему посту, ибо пост – это подлинная весна для души человека, то есть такое состояние, когда мы живем с полным ощущением, что живем в присутствии Бога. И это ощущение не должно нас покидать и в дни праздничные, как и в дни постные.