Митрополит Саратовский Лонгин: Деление агиасмы на богоявленскую и крещенскую воду — это обычное суеверие15 января 2016
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в интервью порталу «Православие и современность» рассказал о том, как следует встречать Крещение Господне и стоит ли окунаться в этот день в прорубь. При этом особое внимание владыка уделил духовной сути данного торжества, призвав верующих отказаться от всевозможных крещенских суеверий и посетить богослужение. По словам архипастыря, для духовенства 19 января является довольно тяжёлым днём, поскольку в храмы в этот день «приходит большое количество людей, которые бывают в церкви только один раз в году, или, максимум, заходят еще за вербами в Вербное воскресенье, на Пасху освятить куличи». «Когда можно что-то взять с собой, особенно какую-то святыню, люди приходят в максимальном количестве. Хорошо это или плохо? Если это происходит осознанно — хорошо, потому что, действительно, агиасма — это великая святыня. Если это происходит без серьезного отношения к церковной жизни и тем более сопровождается суевериями — конечно, плохо», — отметил митрополит Лонгин. В связи с этим глава Саратовской митрополии с сожалением заметил, что «вокруг святой воды собрано небывалое количество разных суеверий». «Я не знаю, откуда берутся утверждения типа «надо обязательно взять воду в семи церквях» или «надо обязательно набрать воды и восемнадцатого, и девятнадцатого — это вот крещенская вода, а то богоявленская…». Да, по нашей традиции, Великое освящение воды совершается дважды — в канун и в самый день Крещения. На самом деле, это абсолютно одинаковый чин и абсолютно одинаковая вода, но вокруг них сложилось такое вот «народное богословие», — посетовал архипастырь. Что касается купаний в крещенских купелях, то владыка Лонгин не видит в этом ничего дурного, однако ко всему надо подходить с рассуждением. «У нас эти купания приобрели массовость уже на наших глазах, в последние двадцать пять лет. В этом опять же нет ничего плохого, если человек понимает место этого внешнего обычая в жизни Церкви и в своей собственной жизни. Если же эти купания становятся для человека суррогатом церковности, если он считает, что «искупался на Крещение — всё, грехи смыл, больше ничего не нужно», и еще хуже — если люди при этом выпивают для храбрости — это, конечно, профанация праздника. Это очень плохо и, скорее, вызовет гнев Божий, чем принесет что-то доброе». Во всяком случае, на первом месте для любого верующего должно стоять именно осознанное участие в праздничном богослужении, а уж потом святая вода или купание в проруби. «Церковная гимнография необычайно богата, и, осознанно присутствуя на службе, человек всю жизнь будет находить в ней глубокие мысли, все новые и новые оттенки смысла, никогда не устанет не просто назидаться, но и наслаждаться духовно», — заключил архипастырь. Русская линия / www.klikovo.ru |
||