На главную  Послать письмо  
Новости + История + Монастырь сегодня + Контакты + Богослужения + Святыни + Статьи + Учебные материалы + Богослужебная литература + Фотоальбом + Воскресная школа + Православный календарь + Полный молитвослов + Паломничество + Православный мир + Проскомидия + Детский Центр Возрождение + Лавка
Rambler's Top100

«Если бы не было Библии, не было бы того изобразительного искусства, которое мы знаем»

28 декабря 2015

Священное Писание на протяжении тысячелетий вдохновляло художников на создание великих произведений искусства. В нашей стране подобные картины не создавались, пожалуй, только в период 70-летнего господства коммунистической идеологии. Неограниченная свобода 90-х годов породила другую крайность: некоторые отечественные художники, выросшие в обществе тотального атеизма, не смогли спокойно смотреть на процесс возрождения веры в нашей стране, считая это возвратом в «темное средневековье». Результатом такого извращенного подхода стал целый ряд выставок и «акций», где наши национальные святыни становились предметом прямого кощунства. Целью таких «художников» зачастую становились не высокие художественные результаты, а желание явным эпатажем привлечь внимание к своей «скромной персоне», чтобы затем на этом сомнительном «политическом капитале» делать карьеру на Западе, и активнее продавать свои «произведения», ценность которых без сопутствующей им атмосферы скандала более чем сомнительна.

Открытие выставки *Священные тексты глазами современных художников*Совсем другое отношение к этой вечной теме продемонстрировали современные петербургские художники на выставке «Священные тексты глазами современных художников», которая открылась 24 декабря в недавно отремонтированном зале Государева бастиона Петропавловской крепости. Выставка объединила более ста оригиналов иллюстраций современных российских художников к библейским текстам. Они были созданы для серии «Священные тексты», посвященной религиям народов мира, которая выходит в издательстве «Вита Нова». Уже выпущено в свет шесть изданий, над рядом проектов продолжается работа. На выставке представлены иллюстрации как к уже вышедшим в свет, так и к готовящимся томам.

Первая книга Ветхого Завета «Бытие» проиллюстрирована прославленным петербургским художником Борисом Забирохиным. В иллюстрациях известного петербургского графика Александра Лыткина нашли отражение сюжеты библейской истории, вошедшие в «Исход». Работы московского графика Игоря Олейникова иллюстрируют «Книгу Иисуса Навина», «Книгу Судей Израилевых» и «Книгу Руфи». Екатерина Посецельская проиллюстрировала «Книгу пророка Даниила». Три книги Ветхого завета — «Книгу Притчей Соломоновых», «Книгу Екклесиаста, или Проповедника», «Книгу Песни Песней Соломона» — проиллюстрировал известный московский художник Юлий Перевезенцев. Иллюстрации петербургского художника Аполлинарии Мишиной к «Евангелию от Марка» напоминают посетителям выставки об уникальном малотиражном проекте художника — каллиграфической книге «От Марка Святое Благовествование», созданной в технике офорта, с параллельным текстом, написанном от руки на церковнославянском и русском языках. Иллюстрации к «Евангелию от Иоанна» выполнены московской художницей Светланой Филипповой в редкой «порошковой» технике: изображение выкладывается на стеклянном экране с помощью порошка (песок, молотый кофе и т. п.), подсвечивается снизу и фотографируется, в результате чего оригиналом иллюстрации становится своеобразная фотография. На выставке демонстрируются иллюстрации Игоря Олейникова к изданию «Книга Иисуса Навина. Книга Судей Израилевых. Книга Руфи», Петра Перевезенцева к «Книге Иова», Сергея Русакова к книге «Псалтырь», Андрея Мишина к «Книге премудрости Соломона» и «Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова».

Открывая выставку, директор департамента по связям с общественностью издательства «Вита Нова» Наталья Дельгядо сказала: «Если бы не было Священного Писания, не было бы того изобразительного искусства, которое мы знаем. Пойдите в Эрмитаж и посмотрите, какой процент произведений искусства посвящен библейским сюжетам. А сейчас мы представляем вам неожиданный взгляд современных художников».

Присутствовавший на презентации клирик санкт-петербургского подворья Валаамского монастыря иерей Александр Точилов поделился своими впечатлениями. Он особо отметил работу Аполлинарии Мишиной «Евангелие от Марка». «Художница каллиграфически написала весь текст, и сделала это авторски. Получилась живая линия, в которой каждая буква звучит по-своему и своим пением хвалит Господа». Отец Александр заметил, что при иллюстрировании Священного Писания важна личная вера художника: «Священное Писание открывается нам, только если мы верим в Бога. Воцерковленность автора — наиважнейшее дело: он должен понимать, что хочет выразить», — цитирует священнослужителя сайт Петербургской митрополии.

Отметим, что помимо оригиналов иллюстраций на выставке представлены книги, в которых они воспроизведены, а также уникальное новое издание «Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис)» с иллюстрациями из рукописной старообрядческой книги, найденной в глухой заонежской деревне в 1940 году и в настоящее время находящейся в Древлехранилище Пушкинского Дома. Рисунки в этом удивительном памятнике крестьянской старообрядческой культуры XIX века, названном «Карельским Апокалипсисом», принадлежат неизвестному художнику: его работы наивны, «неправильны», но экспрессивны и выразительны, неожиданны по композиции и цветовому решению.

ИНТЕРФКС / www.klikovo.ru