«Если бы не было Библии, не было бы того изобразительного искусства, которое мы знаем»28 декабря 2015
Священное Писание на протяжении тысячелетий вдохновляло художников на создание великих произведений искусства. В нашей стране подобные картины не создавались, пожалуй, только в период 70-летнего господства коммунистической идеологии. Неограниченная свобода 90-х годов породила другую крайность: некоторые отечественные художники, выросшие в обществе тотального атеизма, не смогли спокойно смотреть на процесс возрождения веры в нашей стране, считая это возвратом в «темное средневековье». Результатом такого извращенного подхода стал целый ряд выставок и «акций», где наши национальные святыни становились предметом прямого кощунства. Целью таких «художников» зачастую становились не высокие художественные результаты, а желание явным эпатажем привлечь внимание к своей «скромной персоне», чтобы затем на этом сомнительном «политическом капитале» делать карьеру на Западе, и активнее продавать свои «произведения», ценность которых без сопутствующей им атмосферы скандала более чем сомнительна. Совсем другое отношение к этой вечной теме продемонстрировали современные петербургские художники на выставке «Священные тексты глазами современных художников», которая открылась 24 декабря в недавно отремонтированном зале Государева бастиона Петропавловской крепости. Выставка объединила более ста оригиналов иллюстраций современных российских художников к библейским текстам. Они были созданы для серии «Священные тексты», посвященной религиям народов мира, которая выходит в издательстве «Вита Нова». Уже выпущено в свет шесть изданий, над рядом проектов продолжается работа. На выставке представлены иллюстрации как к уже вышедшим в свет, так и к готовящимся томам. Первая книга Ветхого Завета «Бытие» проиллюстрирована прославленным петербургским художником Борисом Забирохиным. В иллюстрациях известного петербургского графика Александра Лыткина нашли отражение сюжеты библейской истории, вошедшие в «Исход». Работы московского графика Игоря Олейникова иллюстрируют «Книгу Иисуса Навина», «Книгу Судей Израилевых» и «Книгу Руфи». Екатерина Посецельская проиллюстрировала «Книгу пророка Даниила». Три книги Ветхого завета — «Книгу Притчей Соломоновых», «Книгу Екклесиаста, или Проповедника», «Книгу Песни Песней Соломона» — проиллюстрировал известный московский художник Юлий Перевезенцев. Иллюстрации петербургского художника Аполлинарии Мишиной к «Евангелию от Марка» напоминают посетителям выставки об уникальном малотиражном проекте художника — каллиграфической книге «От Марка Святое Благовествование», созданной в технике офорта, с параллельным текстом, написанном от руки на церковнославянском и русском языках. Иллюстрации к «Евангелию от Иоанна» выполнены московской художницей Светланой Филипповой в редкой «порошковой» технике: изображение выкладывается на стеклянном экране с помощью порошка (песок, молотый кофе и т. п.), подсвечивается снизу и фотографируется, в результате чего оригиналом иллюстрации становится своеобразная фотография. На выставке демонстрируются иллюстрации Игоря Олейникова к изданию «Книга Иисуса Навина. Книга Судей Израилевых. Книга Руфи», Петра Перевезенцева к «Книге Иова», Сергея Русакова к книге «Псалтырь», Андрея Мишина к «Книге премудрости Соломона» и «Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова». Открывая выставку, директор департамента по связям с общественностью издательства «Вита Нова» Наталья Дельгядо сказала: «Если бы не было Священного Писания, не было бы того изобразительного искусства, которое мы знаем. Пойдите в Эрмитаж и посмотрите, какой процент произведений искусства посвящен библейским сюжетам. А сейчас мы представляем вам неожиданный взгляд современных художников». Присутствовавший на презентации клирик санкт-петербургского подворья Валаамского монастыря иерей Александр Точилов поделился своими впечатлениями. Он особо отметил работу Аполлинарии Мишиной «Евангелие от Марка». «Художница каллиграфически написала весь текст, и сделала это авторски. Получилась живая линия, в которой каждая буква звучит по-своему и своим пением хвалит Господа». Отец Александр заметил, что при иллюстрировании Священного Писания важна личная вера художника: «Священное Писание открывается нам, только если мы верим в Бога. Воцерковленность автора — наиважнейшее дело: он должен понимать, что хочет выразить», — цитирует священнослужителя сайт Петербургской митрополии. Отметим, что помимо оригиналов иллюстраций на выставке представлены книги, в которых они воспроизведены, а также уникальное новое издание «Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис)» с иллюстрациями из рукописной старообрядческой книги, найденной в глухой заонежской деревне в 1940 году и в настоящее время находящейся в Древлехранилище Пушкинского Дома. Рисунки в этом удивительном памятнике крестьянской старообрядческой культуры XIX века, названном «Карельским Апокалипсисом», принадлежат неизвестному художнику: его работы наивны, «неправильны», но экспрессивны и выразительны, неожиданны по композиции и цветовому решению. ИНТЕРФКС / www.klikovo.ru |
||