Москва. 25 ноября - В Русской церкви сетуют на недостаточное внимание общества к теме защиты православной веры в советские годы.
На днях в селе Малая Пурга в Удмуртии отметили 85-летие одного из последних в СССР бунтов против закрытия храмов.
"Жалко, что эта очень значимая дата прошла мимо широкого общественного внимания", - сказал в среду корреспонденту "Интерфакс-Религия" глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
Он убежден, что "люди, которые встали на защиту своего храма во время, когда по всей стране действовала жесточайшая машина террора, - это настоящие герои, о которых можно снимать фильмы, писать песни, говорить в школах, в том числе церковных и воскресных".
Представитель Церкви указал на то, что Архиерейские Соборы Русской церкви и патриарх Кирилл "не первый год говорят о важности почитания новомучеников, но для того, чтобы оно стало реальным и повлияло на жизнь людей, нужно не только поминать этих святых за богослужением, но делать представления о них частью знаний всего нашего народа".
"Во-вторых, надо иметь в виду, это был не безгласный расходный материал истории, это были люди, готовые активно, мощно, предельно честно стоять за Божию правду, не боялись выступить даже против самой жесткой репрессивной машины и в конце концов одержали победу: эта машина пала, а Церковь Божия стоит и укрепляется", - подчеркнул он.
Кроме того, священник заявил, что "происходившее в годы гонений напоминает нам, как опасна идеология богоборчества, - это самый настоящий экстремизм, один из идейных источников террора в ХIX-XX веках в Западной Европе и в России".
"Антирелигиозный экстремизм опасен не меньше, чем псевдорелигиозный. И первый, и последний был источником массового кровопролития. Когда кто-то пытается развивать второй или возрождать первый, мы должны знать: оба эти явления убийственны и самоубийственны для человека и общества", - заключил он.
В 1930 году малопургинский храм был закрыт, а настоятель, священник Александр Нагорных, раскулачен и с семьей изгнан из села. В ответ несколько сотен возмущенных прихожан - преимущественно женщин-удмурток - штурмом взяли исполком и в течение семи часов удерживали его, требуя открыть храм и восстановить разграбленный иконостас.
Милиционеры и красноармейцы разогнали верующих, произвели аресты. Приговором "тройки" ОГПУ настоятель был приговорен к расстрелу, а две прихожанки - к заключению в концлагерь. В результате бунта церковь вернули верующим, но вновь закрыли в 1939 году.
ИНТЕРФКС / www.klikovo.ru