На главную  Послать письмо  
Новости + История + Монастырь сегодня + Контакты + Богослужения + Святыни + Статьи + Учебные материалы + Богослужебная литература + Фотоальбом + Воскресная школа + Православный календарь + Полный молитвослов + Паломничество + Православный мир + Проскомидия + Детский Центр Возрождение + Лавка
Rambler's Top100

Иконы и пасхальные яйца из Палеха представят в Музее истории религии в Петербурге

23 июля 2015

Санкт-Петербург. 23 июля - В петербургском Музее истории религии в четверг открывается выставка "Лаковая живопись: Федоскино, Палех, Мстера".

В состав выставки вошло 50 экспонатов: шкатулки, пасхальные яйца, иконы и складни, панно, выполненные в XVIII-XX вв. мастерами трех основных центров производства изделий с лаковой живописью в России, сообщает пресс-служба музея.

Экспозиция представляет важнейшие этапы развития наиболее известных во всем мире российских народных промыслов. Кроме того, посетители получат возможность подробно разобраться в различиях, существующих между федоскинскими, палехскими и мстерскими миниатюристами в технико-технологических приемах, особенностях построения композиций и выборе сюжетов.

Искусство изготовления лаковых изделий пришло в Европу с Востока. Со II тыс. до н.э. известны так называемые китайские лаки: посуда (вазы, подносы, чашки), мебель, элементы интерьера (ширмы, шкатулки и пр.). Восточные мастера украшали свои работы резьбой и росписью, инкрустировали перламутром, серебром, оловом и слоновой костью.

В XVIII веке мода на Китай и китайские лаки дошла и до России. Ярчайший образец стиля шинуазри в отделке интерьеров - Китайский кабинет, созданный по заказу Петра I во дворце Монплезир в Петергофе в 1714-1722 гг. Он декорирован изготовленными русскими "лакирных дел" мастерами лаковыми панно с изображением сцен китайского быта.

В конце XVIII - начале XIX в. в России возникли собственные центры народных промыслов, специализировавшихся на изготовлении "лаков". Миниатюры выполнялись на папье-маше или жести масляными красками.

На многочисленных необходимых в быту изделиях (табакерках, шкатулках, портсигарах, подносах, спичечницах, кошельках, салфеточных кольцах, тарелках, брошках, запонках, а также на пасхальных яйцах и иконах) возникали самые разные сюжеты и персонажи, выполненные в реалистической манере в духе русской национальной традиции.

Главными центрами русского лакового промысла стали Федоскино, Палех и Мстера. В подмосковном селе Данилково (ныне Федоскино) одна из первых мастерских была основана в 1793 г. П.Коробовым. Характерной особенностью федоскинской миниатюры стала роспись по папье-маше масляными красками. Сюжетная основа росписи - русские народные и литературные сказки.

Расцвет палехской живописи (промысел села Палех Ивановской области) пришелся на XVIII - XIX века, когда в мастерских лучших палехских художников создавались иконы, тонкие по рисунку, сложные по композиции, необыкновенно изысканные по цветовым сочетаниям. Главным отличием палехской миниатюры было то, что художники, также используя в качестве основы папье-маше, писали не масляной краской, а темперой.

До 1917 г. Богоявленская слобода Мстера (при Богоявленском монастыре во Владимирской области) была известна как один из центров традиционной иконописи, где навыки ремесла передавались от отца к сыну на протяжении многих поколений. Выходцами из Мстеры были многие известные иконописцы. Например, владельцы одной из самых известных московских иконописных мастерских братья Григорий и Михаил Осиповичи Чириковы. Работы, созданные в этой мастерской, в числе других представлены на выставке.

ИНТЕРФКС / www.klikovo.ru