Несколько тысяч человек собрались на патриаршее богослужение в честь Дня Крещения Руси (дополненная версия)28 июля 2015
Москва. 28 июля - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во вторник, в День Крещения Руси, совершает литургию в храме Христа Спасителя. Как сообщили корреспонденту "Интерфакс-Религия" сотрудники службы безопасности храма, на богослужении собрались несколько тысяч человек. В службе принимают участие члены делегаций всех 15 поместных Православных церквей. В своем слове на литургии патриарх указал на то, что современное человечество создает "идолов куда страшнее киевского Перуна". "Одни предлагают раскрепостить себя таким образом, чтобы творить все что хочу и поклоняются чувственным наслаждениям, потребительству, эгоизму. Если на пути достижения этих целей возникают проблемы, эти проблемы можно решать с позиций такого мировоззрения почти что любыми средствами и способами", - сказал он. "Если мы не дадим нашей истории, культуре, которая возникла на этом идеале (Святой Руси - "ИФ") и впитала в себя этот идеал, развернуться к тем самым идолам, то у нас будет надежда на будущее, на построение мирной и справедливой жизни", - добавил патриарх Кирилл. После литургии и молебна святому князю патриарх освятил хоругви в честь крестителя Руси, которые передадут в епархии Русской церкви. Духовенство во главе с предстоятелем также спели "Многая лета" президенту России Владимиру Путину, который сегодня отмечает день ангела. Праздник в России и странах СНГ отмечается особенно торжественно, поскольку совпадает с годом 1000-летия преставления князя Владимира. В 2010 году указом президента День Крещения Руси, 28 июля, был провозглашен государственной памятной датой. В 2008 году предшественником патриарха Кирилла Алексием II была заложена традиция празднования Дня Крещения Руси в Киеве. Однако в 2014 году впервые за эти годы центральные торжества по случаю праздника прошли не в Киеве, а в Москве. Княжение Владимира в Киеве началось в 978 году. До принятия христианства он имел многочисленных наложниц. На Старокиевской горе, рядом с княжеским двором, были установлены "кумиры": Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл и Мокоша, которым совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как отмечают исследователи, христианизация Руси была итогом религиозных исканий князя и имела также политические причины, в частности была обусловлена необходимостью консолидации Руси и ее вступления в семейство христианских государств. Этому историческому событию предшествовал т.н. выбор вер, описанный в "Повести временных лет". В ней рассказано о том, как к Владимиру приезжали посольства от мусульман (волжских булгар), латинян, иудеев-хазар и из Византии. В ответ князь отправил посольства к булгарам, латинянам и грекам "испытати... их службу". Русские послы были поражены красотой греческого богослужения в Царьграде, что и предрешило религиозный выбор князя. Возможно, свое влияние на него оказала и бабушка святого Владимира княгиня Ольга, которая к тому моменту уже была христианкой - первой из русских правителей. Перед крещением в Корсуни (Херсонесе), которое, согласно наиболее распространенной версии, состоялось в 988 году, князь осаждал город в течение девяти месяцев, а затем потребовал отдать за него Анну, сестру византийских императоров, пригрозив военным походом на Царьград. Те уговорили Анну выйти замуж за князя при условии его крещения. Согласно житию, в это время князя поразила слепота, которая чудесным образом прошла после его крещения. Вернувшись в Киев с супругой, Владимир разрушил языческие святилища и крестил киевлян с помощью греческих священников, учредил в Киеве митрополию Константинопольского патриархата и открыл несколько епископских кафедр, в том числе в Новгороде, Белгороде (под Киевом) и Чернигове. Князь также велел строить деревянные церкви, перечисляя щедрые пожертвования зарождавшейся Русской церкви. При нем же были основаны первые монастыри, учреждены церковные суды. Началась чеканка золотых и серебряных монет. На них князь Владимир был изображен сидящим на троне в торжественном облачении, с крестом в руке. Князь Владимир скончался в 1015 году в своей загородной резиденции Берестове и был погребен в Десятинной церкви Киева - первом каменном храме Руси. При жизни он даровал этой церкви десятую часть своих доходов - отсюда и название храма. Начало церковного почитания князя относится к XI веку, в XII веке он впервые упоминается в богослужебных текстах, а на рубеже XIII-XIV веков сложилась его иконография. В XV веке почитание святого князя приобрело черты церковно-государственного празднования, а в эпоху Российской империи - подчеркнуто государственный характер. В 1825 году, во время посещения Севастополя Александром I, было принято решение о сооружении в Херсонесе храма в память о Крещении Руси. В 1842 году по инициативе адмирала Михаила Лазарева было решено возвести собор во имя князя Владимира на центральном холме Севастополя. ИНТЕРФКС / www.klikovo.ru |
||