Центром празднования Дня Крещения Руси впервые за семь лет станет Москва28 июля 2014
Москва. 28 июля. - В понедельник впервые за последние годы центральные торжества по случаю Дня Крещения Киевской Руси пройдут не в Киеве, а в Москве. "Несколько лет подряд Москва оставалась лишь периферией общецерковных торжеств в этот день, ведь и патриарх, и все члены Священного Синода находились в Киеве. На этот раз заседание Синода уже проведено в Москве, причем с участием всех его членов от Украины, включая местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры", - заявил корреспонденту "Интерфакс-Религия" замглавы синодального Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов. Он отметил, что День Крещения Руси - великий праздник всей Русской православной церкви. "Это не региональное празднование, имеющее преимущественное значение лишь для одной из частей исторической Руси. Хотя, конечно, мы никогда не забываем о том, что именно в водах Днепра исторически произошло празднуемое событие", - добавил священник. В этом году в день памяти святого князя Владимира патриарх Кирилл возглавит торжественную службу в своем кафедральном соборе, чего, как подчеркнул представитель синодального отдела, не было давно. В связи с этим отец Николай напомнил, что и в Российской Федерации День Крещения Руси объявлен государственной памятной датой с учетом просьбы, с которой обратился в свое время Архиерейский Собор. Традиция празднования Дня Крещения Руси в Киеве была заложена еще в 2008 году предшественником патриарха Кирилла - Алексием II. С тех пор ежегодно 28 июля основные торжества проходили в украинской столице. Впрочем, украинская тема останется одной из центральных в ходе нынешних, московских, торжеств. Как сообщили журналистам в патриархии, в этот день предстоятель Церкви вместе с прихожанами будет молиться о мире на Украине. Княжение Владимира в Киеве началось в 978 году. До принятия христианства он имел многочисленных наложниц. На Старокиевской горе, рядом с княжеским двором, были установлены "кумиры": Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл и Мокоша, которым были установлены жертвоприношения, в т.ч. человеческие. Как отмечают исследователи, христианизация Руси была итогом религиозных исканий князя и имела также политические причины, в частности, была обусловлена необходимостью консолидации Руси и ее вступления в семейство христианских государств. Этому историческому событию предшествовал т.н. выбор вер, описанный в Повести временных лет. В ней рассказано о том, как к Владимиру приезжали посольства от мусульман (волжских булгар), латинян, иудеев-хазар и из Византии. В ответ князь отправил посольства к булгарам, латинянам и грекам "испытати... их службу". Русские послы были поражены красотой греческого богослужения в Царьграде, что и предрешило религиозный выбор князя. Возможно, свое влияние на него оказала и бабушка святого Владимира княгиня Ольга, которая к тому моменту уже была христианкой - первой из русских правителей. Перед крещением в Корсуни (Херсонесе), которое, согласно наиболее распространенной версии, состоялось в 988 году, князь осаждал город в течение девяти месяцев, а затем потребовал отдать за него Анну, сестру византийских императоров, пригрозив военным походом на Царьград. Те уговорили Анну выйти замуж за князя при условии его крещения. В это время князя поразила слепота, которая чудесным образом прошла после его крещения. Вернувшись в Киев с супругой, Владимир разрушил языческие святилища и крестил киевлян с помощью греческих священников, учредил в Киеве митрополию Константинопольского патриархата и открыл несколько епископских кафедр, в том числе в Новгороде, Белгороде (под Киевом) и Чернигове. Князь также велел строить деревянные церкви, перечисляя щедрые пожертвования зарождавшейся Русской церкви. При нем же были основаны первые монастыри, учреждены церковные суды. Началась чеканка золотых и серебряных монет. На них князь Владимир был изображен сидящим на троне в торжественном облачении, с крестом в руке. Владимир скончался в 1015 году в своей загородной резиденции Берестове и был погребен в Десятинной церкви Киева - первом каменном храме Руси. При жизни он даровал этой церкви десятую часть своих доходов - отсюда и название храма. Начало церковного почитания князя относится к XI веку, в XII веке он впервые упоминается в богослужебных текстах, а на рубеже XIII-XIV веков сложилась его иконография. В XV веке почитание святого князя приобрело черты церковно-государственного празднования, а в эпоху Российской империи - подчеркнуто государственный характер. В 1825 году, во время посещения Севастополя Александром I, было принято решение о сооружении в Херсонесе храма в память о Крещении Руси. В 1842 году по инициативе адмирала Михаила Лазарева было решено возвести собор во имя князя Владимира на центральном холме Севастополя. ИНТЕРФАКС / www.klikovo.ru |
||