Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа19 августа 2014
Сегодня Православная Церковь празднует Преображение Господне. О том, как произошло это событие, мы слышали в Евангельском чтении.
Однажды Господь, взяв с Собою Апостолов Петра, Иакова и Иоанна взошел на г. Фавор помолиться. И когда они молились, вдруг лицо Спасителя засияло как солнце и одежды Его сделались ослепительно белыми. При этом рядом с Ним появились пророки Моисей и Илия и стали беседовать о страданиях, которые ожидали Его в Иерусалиме. Апостол Пётр испытал такое блаженство от этого видения (от пребывания на высокой горе), что сказал: — Господи, как хорошо нам здесь быть! Если хочешь, мы сделаем вам три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илие! Так ему хотелось, чтобы видение продолжалось как можно дольше. В это время над ними появилось облако, из которого раздался глас: — Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Того послушайте! От страха апостолы упали лицом на землю, а когда они пришли в себя, рядом стоял Спаситель в Его обычном виде, и больше никого не было. Возвращаясь с горы Фавор, Господь велел им никому не рассказывать о случившемся, пока Он не воскреснет из мёртвых. Свет, который исходил от Спасителя во время Преображения, получил название Фаворского света. Хотя описано событие Преображения достаточно подробно, мы не можем в полной мере понять и почувствовать того, что пережили Апостолы, потому что словами этого нельзя передать. Для Апостолов события на Фаворской горе имели воспитательное значение. Прежде они видели Спасителя с собой каждый день, трогали руками, беседовали, сидели с Ним за трапезой… И это не давало им в полной мере осознать Божество Иисуса Христа. Недаром существует поговорка «нет пророка в отечестве своём и в доме своём». Трудно было жителям Назарета поверить, что Иисус, который вырос на их глазах, родственников которого (мнимых, конечно) они все знали — вдруг пророк и чудотворец. А Апостолам надлежало поверить, что он не только пророк, но и Истинный Бог. И устоять в этой вере даже в страстную Пятницу. Когда на горе Фавор они увидели преобразившегося Господа, а рядом с Ним Моисея-законодавца и Илию-ревнителя славы Божией, взятого живым на небо, они поняли божественное величие Спасителя. Одновременно они поняли и своё собственное человеческое недостоинство, что будучи простыми рыбаками, некнижными людьми, они сподобились такой чести, и это было для них большим потрясением. А когда появилось облако и раздался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте!» — они даже от страха упали ниц на землю. Так происшедшее на Фаворской горе учит нас со страхом слушать слово Божие и склоняться пред ним. Если уж не падая ниц, то, по крайней мере, стоять с должным вниманием и благоговением, А не пропускать его мимо ушей, как обычно бывает. Спросят нас: какое Евангелие или Апостол читали на службе, а мы не можем ответить, потому что Слово Божие прошло мимо нашего слуха. Сегодня Церковь призывает каждого христианина к преображению. И мы все должны, в какой-то мере, его испытать. Должна преобразиться наша жизнь: из жизни по греху — в жизнь христианскую. Для этого мы и ходим в храм, для этого мы крестились, для этого мы исповедуемся, для этого ездим по святым местам, по монастырям. Если нас спросят, для чего мы всё это делаем, правильно будет ответить: «Для преображения своей души, чтобы благодатная жизнь стала доступной и для нас, грешных». Праздник Преображения всегда бывает в Успенский пост, который хотя короче Великого Поста по продолжительности, но по строгости равен ему. Рыбу можно есть только один раз — сегодня, и ещё, кому повезет, в престольный праздник, если он случится в этот Пост. Этим показывается, что преображение даётся не легко, кто хочет его увидеть — надо понести подвиг воздержания, покаяния. Восшествием на высокую гору Господь подчеркивает, что для богопознания христианин должен возвышаться над обычными бытовыми мотивами поведения, над земными выгодами, над земными удовольствиями, земными наградами, искать Царства Небесного и правды его. Только тогда Фаворский свет проникнет в наши темные души, и мы увидим блаженный результат. В этот день в храмах освящаются яблоки и виноград нового урожая, что придает этому празднику особый колорит. По этой причине его даже называют в народе «Яблочный Спас». Конечно, с богословской точки зрения так говорить неправильно, но тем не менее в народе говорят. Ещё и ещё раз поздравляю всех с праздником Преображения! Архимандрит Борис (Долженко) Русская линия / www.klikovo.ru |
||