Игумен Петр (Еремеев): Индикт — это сокровище живого церковного календаря16 сентября 2014
Торжество церковного новолетия — индикта, который православные верующие традиционно отмечают 14 сентября по григорианскому календарю, нисколько не противоречит, но даже дополняет праздник светского Нового года, отмечаемого 1 января с 1700 года, считает наместник Высоко-Петровского монастыря Москвы, ректор Российского православного Университета игумен Петр (Еремеев).
«В силу того, что традиция богослужебного круга и суточного, и годового, Русской церковью была воспринята при крещении Руси от православной Византии, то, в том числе, и выделение в церковном календаре начала нового года с первого сентября, тогда стало нормой. На Руси до императора Петра I и принятого им решения о переносе начала Нового года на первое января, и в церковном и в государственном календаре, было принято исчислять начало Нового года 1 сентября подобно византийскому календарю», — заметил священнослужитель. Игумен Петр подчеркнул, что в Православной Церкви новолетие вписано «в концепцию годового круга церковных праздниках». «В частности, первый значимый праздник года по старому календарю — Рождество Богородицы в сентябре, а последний — Успение Пресвятой Богородицы в августе. Получается что год начинается рождением в мир Девы Марии, а завершается ее восхождением от земного мира в мир вечного царства Божественного Сына. Поэтому сам по себе церковный календарь имеет очень много смыслов, которые очень тесно переплетались с народными традициями», — цитирует священнослужителя РИА Новости. Ректор РПУ также напомнил, что в самой Византии в день индикта совершалось особое богослужение, за которым «служащие архиереи за литургией даже исходили из храма для совершения особых молитвословий о Церкви и отечестве, а верующие в этот день просили у Бога благословения на предстоящие труды и благодарили за год завершающийся». Впрочем, продолжает наместник столичного монастыря, такие молитвы православные возносят и сегодня не только в день индикта, но и в канун января. «Когда мы совершаем 31 декабря новогодний молебен, мы при этом вспоминаем завершающийся год, подводим определенную черту тех или иных свершений и начинаний. Поэтому эти два праздника — новый год и церковное новолетие — индикт, нами воспринимаются и хранятся, как не просто дань прошлому, но как сокровище живого церковного календаря. Служба 14 сентября и новогодний молебен в конце декабря в сознании человека православного дополняют друг друга», — заключил собеседник агентства. Русская линия / www.klikovo.ru |
||