В этом году Русской духовной миссии в Иерусалиме исполняется 158 лет.27 апреля 2005
В этом году Русской духовной миссии в Иерусалиме исполняется 158 лет. За прошедшие полтора с лишним века представительство Русской Православной церкви в Святой Земле пережило периоды становления, расцвета, бездействия, возрождения и нового подъема. История миссии не была бы столь бурной, если бы не ее особенное, уникальное местоположение. "Есть ли в мире другая земля, где бы сочеталось столько дорогих для сердца человеческих воспоминаний? - говорится в обращении Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи со 150-летним юбилеем РДМ. "На протяжении двух тысячелетий Вифлеемские ясли, Голгофа и Живоносный Гроб Господень остаются драгоценными для каждого христианина святынями. Многие наши соотечественники, превозмогая трудности и опасности, шли во Святой Град, чтобы своими глазами увидеть его великие святыни, поклониться им, принести плоды покаяния и вознести горячие молитвы о своих близких", - сказал патриарх. Русское паломничество в Палестину ненамного моложе, чем само Православие. Первым свидетельством посещения русским паломником Святой Земли стало описание поездки киевского монаха Варлаама, побывавшего в Палестине еще в XI веке. Со временем паломничество к Гробу Господню приняло массовый характер. В средние века господство Османской империи, верховенство ислама и попытки других христианских конфессий умалить первенствующее значение Православия потребовало от греческой Иерусалимской церкви искать дополнительной помощи у России. Эта помощь выражалась как в денежных пожертвованиях, так и в оказании влияния на власти Великой Порты. Авторитет Российской империи был настолько велик, что в XVIII веке Османская империя официально признала ее роль как гаранта прав православного населения Востока. Ко второй половине XIX века число паломников в Палестину из России составило до 10-12 тысяч человек в год, что почти в десять раз превышало количество приезжающих из Западной Европы. Сохранились свидетельства о том, как некоторые русские богомольцы, прибывавшие на пароходах в порт Яффы, оттуда на коленях ползли в Иерусалим. Проделать этот 60-километровый путь на ослах, лошадях или другом транспорте считалось недостойным, учитывая, что сам Спаситель исходил Палестину пешком. Паломников ждали невзгоды, опасности, болезни. Многие так и не вернулись на Родину. Оставшиеся же в живых говорили, что Господь удостоил их братьев и сестер чести завершить жизненный путь на Святой Земле. Паломников стало так много, что возникла потребность в создании организации, которая оказывала бы им физическую помощь и духовную поддержку. К началу 40-х годов XIX века бурные события в Европе и Азии, передел территорий и раздел влияния требовали от России усилить свое присутствие на Ближнем Востоке. Добиться этого можно было, поддержав массовое русское паломничество, установив власть Православия над святыми местами Палестины. Вице-канцлер России Нессельроде в 1842 году подал на имя Николая I доклад, в котором обосновал необходимость постоянного пребывания в Иерусалиме русского священника для контроля за поступающими из России средствами, налаживания связей с местными духовенством и властями, организации помощи русским паломникам. В декабре 1843 года первый российский духовный эмиссар архимандрит Порфирий прибыл в Палестину под видом обыкновенного богомольца. Более года архимандрит Порфирий посвятил знакомству с Палестиной, жизнью православной паствы, отношениями между христианскими конфессиями. Плодом его труда стал доклад о необходимости учреждения представительства Русской церкви в Иерусалиме. После трехлетних размышлений в феврале 1847 года император своей резолюцией положил начало Русской духовной миссии в Иерусалиме. Первой резиденцией РДМ стал греческий православный Архангельский монастырь. Когда известие о том, что отец Порфирий совершает богослужения на русском языке, дошло до России, резко возросло число желающих посетить Палестину. Разразившаяся в 1853 году Крымская война на несколько лет сделала невозможным пребывание русских священников в Иерусалиме. Турецкие власти передали римским католикам ключи от храма Рождества Христова в Иерусалиме, традиционно принадлежавшие Иерусалимской Православной церкви. Четырьмя годами позже, когда отношения с Константинополем нормализовались, было решено возобновить деятельность РДМ, на что было получено согласие турецких властей. К тому времени вопрос о размещении богомольцев, да и самой миссии встал особенно остро. В Иерусалиме, близко от стен Старого города были приобретены несколько земельных участках. В 1860 году на одном из них был заложен соборный храм во имя Святой Троицы. Вслед за храмом на земле, получившей название Русского Подворья, появились здания РДМ, приюты для паломников, больница. Этот участок - средоточие Православия на Святой Земле - стал самым большим участком в Иерусалиме, принадлежавшим иностранному государству. Приобретение земли и строительство проводились отчасти на церковные средства, для чего по всей России собирались специальные пожертвования - "вербный сбор". Но интерес к Палестине в России настолько возрос, что под эгидой царской семьи в 1858 году был учрежден Палестинский комитет, преобразованный в дальнейшем в Императорское православное палестинское общество. Именно это учреждение наиболее активно занималось покупкой собственности в Иерусалиме и других библейских местах Палестины. Новый начальник РДМ архимандрит Антонин энергично занялся приобретением земли около святых мест. Эти шаги преследовали сразу две цели: помешать распространению присутствия инославных церквей и расширить возможность для православных молиться у святых мест Палестины. При отце Антонине был приобретен участок вокруг Мамврийского дуба в Хевроне. Это реликтовое дерево осталось от упоминаемой в Ветхом Завете дубовой рощи, в которой патриарх Авраам принимал трех Ангелов. За период с 1868 по 1889 год отец Антонин приобрел также землю в местечке Бейт-Джала по соседству с Вифлеемом и несколько крупных участков на Елеонской горе, где строились монастыри и храмы. Отцу Антонину принадлежит также заслуга основания женской общины монастырского типа в Айн-Кареме, евангельской Горней, где Дева Мария посетила праведную Елисавету в ее доме. В 1872 году патриарх Иерусалимский Кирилл торжественно освятил Троицкий собор на Русском Подворье, который стал главным храмом Русской духовной миссии. Приобретение собственности в Палестине было нелегким делом с юридической точки зрения - законы Османской империи запрещали покупку земли иностранцами. Все приобретения РДМ делались через подставных лиц, местных жителей из числа христиан. Такое положение усложняло процедуру узаконения собственности, что дает о себе знать и в наши дни. Разразившиеся в России революция и гражданская война надолго нарушили связь РДМ с Матерью-Церковью. Члены миссии были вынуждены вступить в отношения с эмигрантской ветвью Русской Православной Церкви. А когда возникшее на карте мира Государство Израиль признало Московскую Патриархию преемницей дореволюционной Русской Церкви, собственность РДМ на Святой Земле оказалась расколотой. Все недвижимое имущество, оказавшееся на израильской территории, было возвращено в лоно РПЦ. У Зарубежной Церкви остались храмы и земли, оставшиеся на территории Иордании. Здание РДМ оказалось в Западном Иерусалиме. Чтобы поклониться Гробу Господню и другим святыням, расположенным в восточной части города, было необходимо получать иорданскую визу. Положение с собственностью миссии не изменилось и после ближневосточной войны 1967 года, когда к Израилю присоединились Восточный Иерусалим и Западный берег реки Иордан. В годы, когда Церковь переживала трудные времена в условиях Советской власти, паломническое движение в Палестину практически сошло на нет. Лишь в середине 90-х годов прошлого века, после празднования тысячелетия Крещения Руси исчезли препятствия для посещения россиянами Святой Земли. Благодаря заботам Русской Православной Церкви, на пожертвования верующих, начались ремонтные и восстановительные работы в православных храмах и монастырях на землях РДМ. В 1997 году Святую Землю с паломническим визитом посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Приезд Главы РПЦ послужил примером для многих христиан России и постсоветского пространства, которые во все большем числе совершают паломничество на Святую Землю, чтобы поклониться святыням колыбели христианства. (РИА "Новости", 27 апреля) |
||