Живые суеверия в наши дни гораздо более многочисленны, чем иногда полагают, и обнаруживаются они отнюдь не только среди простофиль или неучей. Некоторые древние верования с прогрессом знания и изменением привычек исчезли навсегда, но далеко не все. Поговорим о тех, что связаны с периодом, когда женщина ждет ребенка, и первыми днями после его рождения.
Беременность
Раньше полагали, что женщину во время беременности окружают духовные и материальные опасности, грозящие и ей, и ожидаемому ребенку, а также, хотя и в меньшей степени, ее окружению. У примитивных народов ее часто торжественно отправляли в символическое уединение до самых родов, не позволяли есть определенную пищу, дотрагиваться до некоторых предметов и выполнять определенную работу. К нормальной жизни после родов она возвращалась только после того, как проходила обряд очищения.
Следы этих архаичных идей очень долго прослеживались в цивилизованных обществах. В большинстве европейских стран беременную женщину до сравнительно недавних времен считали особо уязвимой для бесов, ведьм и прочих представителей темных сил. Для ее защиты требовались всевозможные амулеты и заклинания. В период ожидания ребенка будущую мать следовало тщательно охранять от всякого носителя нехороших примет и от возможного испуга, который способен повлиять на будущего ребенка. Вот несколько примет.
Если беременная женщина переступит через могилу, ребенок умрет. Она не должна прясть, иначе ребенок будет повешен на конопляной или льняной веревке. Если она окунет руки в грязную воду, руки младенца будут грубы, а если женщина будет собирать слишком много цветов, у него будет слабое обоняние. Беременная женщина не должна становиться крестной матерью, потому что это приведет к смерти крестника.
В некоторых местах женщине во время беременности запрещали стирать белье в реке, ибо она самим своим присутствием отгоняет рыбу. Ее прикосновение считалось пагубным, и ей не разрешали сбивать масло, солить бекон и притрагиваться к зарезанной свинье.
Несмотря на то, что древнее представление о ритуальной нечистоте в связи с деторождением давно уже улетучилось из сознания цивилизованных людей (кроме тех, чья ортодоксальная религия не позволяет отходить от многовековых традиций), по-прежнему очень часто говорят, что женщина после родов приносит невезение окружающим, пока не будет воцерковлена.
Предродовые влияния
Очень широко распространена уверенность в том, что новорожденный младенец будет носить какую-нибудь внешнюю отметину или как-нибудь иначе испытает воздействие от того, что его мать увидит во время беременности. Говорят, что родимые пятна, например, происходят именно от этого и что по их форме можно определить, что за событие случилось до рождения. Необычно посаженные или странного цвета глаза, нервный тик, дефекты речи, а иногда и более серьезные неприятности часто приписывают предродовым влияниям.
Так, в 1933 году одна женщина, чей ребенок страдал врожденным пороком горла, затруднявшим глотание и речь, считала, что это следствие того, что ее незадолго до рождения малыша напугала змея. В результате у ребенка образовалась змеиная глотка, слишком узкая для человека, а кроме того, у него были зеленые, как у земноводных, глаза.
Очень старинный предрассудок заключается в убеждении, что если беременная женщина повстречается с зайцем, то у ребенка будет заячья губа. Раньше эти страхи усиливались еще и тем, что это мог быть не просто заяц, а ведьма в заячьем обличье. Для того чтобы спасти ребенка от появления заячьей губы, а может быть, и от худшего зла, необходимо было немедленно осуществить какую-нибудь противоколдовскую ворожбу. Скажем, увидев зайца, беременная должна была остановиться и в трех местах надорвать свои одежды. Этот способ был, судя по всему, известен еще в XVII веке, потому что в своей "Демонологии", выпущенной в 1650 г., Натаниэль Хоум описывает, как, увидев зайца, люди, сопровождавшие женщину, "весьма имевшую во чреве", отрезали у нее части одежды, чтобы предотвратить несчастливые последствия.
Воцерковление женщин
Христианский обряд воцерковления есть своего рода благодарственная служба за разрешение от бремени и не содержит никакого намека на нечистоту женщины после рождения ребенка. В языческие же и ветхозаветные времена женщина после родов считалась "нечистой" и, следственно, пока не очистится, опасной для самой себя и окружающих, и еще долго после прихода христианства ее полагали особенно уязвимой для всех и всяческих сил зла. Современные суеверия, описанные ниже, представляют собой последние стадии "развития" этих архаических представлений.
Вера в то, что женщине после рождения ребенка нельзя выходить из дому до того, как она отправится на воцерковление, поныне очень сильна во многих областях Великобритании. Если она все же выйдет, ее ожидает несчастье, и, кроме того, она принесет неприятности всякому встреченному ею человеку и всякому дому, в который войдет. Одно время таких женщин просто не принимали, не впускали в дом. В северной Англии в XIX веке придерживались твердого убеждения, что, если новоявленная мама покинет дом до воцерковления и кто-нибудь оскорбит ее или нападет, закон не придет ей на помощь.
В 1952 году викарий одного прихода в Оксфордшире рассказывал, что даже женщины, которые обычно не слишком часто посещают церковь, нередко просят его отслужить обряд воцерковления как можно скорее, чтобы они могли выходить из дому и заниматься хозяйством. После отправления обряда о воцерковленной говорили, что она "чиста".
А в некоторых регионах Европы до сих пор существует примета, что если невоцерковленная женщина посетит какой-нибудь дом, то его хозяйка забеременеет в течение года.
В других областях считалось плохой приметой или по крайней мере некорректным для мужа присутствовать при воцерковлении жены. Если он все же настаивал на этом, он не должен был сидеть с ней на одной скамье.
Некрещеный ребенок
Когда ребенок умирал некрещеным, скорбь родителей многократно усиливалась из-за их веры в то, что он не попадет на небеса. Ведь он еще не был христианином, значит, тело его похоронят в неосвященном месте, а его душе, хоть и неподвластной аду, суждено носиться, не зная покоя. Другое, более милостивое верование состояло в том, что душа его будет обитать в неких промежуточных духовных сферах, которые не есть рай, но тем не менее дают состояние счастья, или что она станет бабочкой или мотыльком, или пополнит собою ряды фей. В некоторых районах северной Англии верили, что она будет продолжать жить в облике козодоя, на юге страны - в облике одного из йетских гончих псов, которые участвуют в дьявольской охоте. Отсюда следует, что ранее крещение младенца считалось делом чрезвычайной важности, и если ребенок был слабенький и имел мало шансов выжить, этот обряд совершал на дому, не дожидаясь священника, один из членов семьи.
Наступить на могилу некрещеного ребенка - очень плохая примета: рискуешь подхватить смертельную болезнь под названием "могильный мор". Той же опасности в Шотландии и северной Англии подвергался человек, наступивший на могилу мертворожденного. В северной Англии считалось положительным обстоятельством, если мертворожденного хоронили в общей могиле, потому что в силу своей невинности и безгрешности он послужит пропуском в рай для других, похороненных там же.
Вплоть до конца прошлого века мертворожденных часто хоронили без всякого похоронного обряда ночью или перед самым рассветом. Считалось, что так похороненный ребенок обязательно попадет на небеса.
Но есть очень странное верование, как бы идущее вразрез со всеми вышеупомянутыми, а также с самоочевидными фактами: некрещеный ребенок не может умереть (естественно, до определенного возраста).
Антон ПРИОРОВ
"Московская правда"
4 июня 2005 г.