Иерусалим. 23 августа. В этот понедельник Иерусалимская православная церковь, наконец, избрала своего нового предстоятеля.
Патриарший престол освободился в мае после низложения Иринея I, который был уволен собственным Синодом по причине "болезненного психического состояния", проявляющегося, по мнению большинства архиереев, в постоянной лжи, мании преследования и безответственности в управлении церковными делами, включая богатейшую недвижимую собственность Иерусалимского патриархата. Затем решение было подтверждено общеправославным Собором в Стамбуле, созванным по просьбе Иерусалимской церкви. Однако сам Ириней своей отставки так и не признал и продолжал действовать в качестве патриарха, за что был лишен сана изгнавшим его Синодом.
Низложение Иринея было признано двумя из трех государственных образований, на территории которых действует Иерусалимская церковь, а именно Иорданией и Палестинской автономией. Израиль же, напротив, продолжает поддерживать отверженного патриарха. Более того, одно из проявлений "безответственности" Иринея вполне устраивает израильские власти: речь идет о передаче ортодоксально-иудейским инвесторам ценнейшего участка земли в арабском Восточном Иерусалиме.
Таким образом, нынешние выборы могут привести к взрывоопасной ситуации, когда у древнейшей христианской Церкви окажутся два соперничающих предстоятеля. Одного будут признавать Иордания, Палестина и весь православный мир, другого - только Израиль. Это означало бы, что новоизбранный патриарх окажется связанным по рукам и ногам в своей деятельности по управлению Церковью и ее имуществом. Кроме того, в качестве главы Церкви он не сможет сделать ни одного визита, опасаясь того, что попросту не будет допущен обратно в страну израильскими пограничниками.
Нечто подобное пережил в начале своего патриаршества и сам Ириней, которого израильтяне подозревали в чрезмерных симпатиях к арабам. Позднее бывшему патриарху удалось приобрести доверие и признание властей еврейского государства. Но, как оказалось, чересчур дорогой ценой: полностью разрушенным оказалось доверие собственного Синода, братства Святого гроба, палестинского, иорданского и греческого правительств, а также подавляющего большинства рядового арабского духовенства и арабской же паствы. Окажется ли новый патриарх более успешным в выстраивании сложнейшего баланса между интересами израильтян, арабов и греков - вопрос, который пока остается открытым.
В Иерусалимской церкви накануне выборов не скрывают удовлетворения тем, что Израиль всецело поглощен проблемами с выводом своих поселений с оккупированной палестинской территории. Время самое подходящее для выборов, говорят противники Иринея: у израильтян нет сил и времени для эффективного вмешательства, а потом им не останется ничего другого, как признать нового патриарха.
Впрочем, проблемы могут возникнуть и с палестинской стороной: на днях в арабских газетах появились сообщения о намерении палестинской администрации заблокировать выборы, объявив о несогласии с большинством из предложенных 13 кандидатур, за исключением нынешнего местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петрского Корнилия и секретаря Синода архиепископа Константинского Аристарха.
Сегодня избирательному совету в составе 14 членов Синода, 21 архимандрита иерусалимских монастырей и 12 священников-арабов предстояло назвать имена троих кандидатов из существующего списка. Затем Священный Синод, собравшись в храме Гроба Господня, выбрал из троих одного. Им стал фаворит нынешних выборов Архиепископ Фаворский Феофил.
Этот 55-летний архиерей два года служил представителем Иерусалимского патриархата в Москве, но в своих публичных выступлениях называет главной опорой православия на Ближнем Востоке Америку. Не случайно именно с ним захотела встретиться Кондолиза Райс во время одной из своих поездок. Однако едва ли это обстоятельство поможет завоевать доверие арабской паствы.
Палестинцы хотели бы видеть своим патриархом архиепископа Аристарха, который первым осмелился публично призвать к отставке Иринея. Предвыборная программа 57-летнего секретаря Синода направлена на преодоление разделений в Святогробском братстве и увеличение внимания к нуждам арабской паствы.
Меньшие шансы на успех были у митрополита Вострского Тимофея, выпускника Ленинградской духовной академии, который был главным соперником Иринея на выборах 2001 года. Связь с Россией 54-летний кандидат отрицает: "У меня нет никаких отношений с Московским патриархатом по крайней мере уже четыре года, и они не проявили интереса к тому, чтобы меня поддержать", - заявил он в недавнем интервью. Однако уже сам факт, что Тимофей свободно говорит по-русски, внушает немалые опасения греческим экспертам, склонным всюду видеть "руку Москвы".
В столицах целого ряда государств сегодня с нетерпением ждали новостей из Иерусалима. Удастся ли новому лидеру обеспечить церкви Сиона внутренний мир и стабильность, покажет время.
ИНТЕРФАКС