Сегодня, в день памяти святого Илариона схимника03 ноября 2014
Есть мнение, что святой Иларион схимник, мощи которого нетленно почивают в Дальних пещерах, есть пятый митрополит Киевский Иларион, 28 января 1051 г. произведенный в митрополиты Собором русских епископов по желанию св. блгв. Великого Князя Ярослава Владимировича Мудрого. «Повесть временных лет» гласит: «Поставил Ярослав Лариона митрополитом, русина, в святой Софии, собрав епископов». Он управлял Русской Церковью по одним сведениям до 1055 г., а по другим — до 1067 г. В каталоге Российских архиереев новгородской Софийской библиотеки говорится об Иларионе, что он положен был в Печерском монастыре и крайней ради его добродетели был свят и чудотворец предивен, и в некоторых других рукописях он называется святым, даже в каноне преподобным отцам Ближних пещер имя митрополита Илариона поставлено в ряду с именами Михаила и иных святителей.
Сведения о митрополите Иларионе весьма скудны. Известно, что он был родом русский, одно время был священником в княжеском селе Берестове, рано отдал себя иноческим подвигам. По своему образованию и подвижнической жизни Иларион скоро приобрел известность, его полюбил Великий Князь Ярослав Мудрый. Поставление Илариона митрополитом было первым случаем поставления митрополита из природных русских. С его именем связано составление церковного устава (номоканона) князя Ярослава, относящееся к последним годам княжения. Время кончины Илариона неизвестно. Митрополит Иларион прославился как писатель. Из его сочинений дошли: «Слово о законе и благодати», написанное, когда он был священником (предполагают, что это — пасхальная проповедь, произнесенная 26 марта 1049 г.), «Исповедание веры», произнесенное, предполагают, по случаю поставления в митрополиты, «Поучение о пользе душевной ко всем христианам» и «Слово к брату-столпнику». Самым известным является, конечно, первое сочинение, от которого некоторые исследователи ведут начало самобытной русской мысли. Основная мысль «Слова»: превосходство христианства над иудаизмом и язычеством, а содержание его видно из полного заглавия: «О законе Моисеем данном о благодати и истине Иисус Христом бывшим, и како закон отъиде, благодать же и истинна всю землю исполни, и вера в все языки простреся, и до нашего языка русского, и похвала кагану нашему Владимиру, от него же крещении быхом, и молитва к Богу от всея земля нашея». Русская линия\ www.klikovo.ru |
||