На главную  Послать письмо  
Новости + История + Монастырь сегодня + Контакты + Богослужения + Святыни + Статьи + Учебные материалы + Богослужебная литература + Фотоальбом + Воскресная школа + Православный календарь + Полный молитвослов + Паломничество + Православный мир + Проскомидия + Детский Центр Возрождение + Лавка
Rambler's Top100

Выставка «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. «Премудрая двоица» открылась в Московском Кремле

29 сентября 2005

 

МОСКВА. Выставка «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. «Премудрая двоица» открылась 28 сентября в музеях Московского Кремля (ММК). Выставка посвящена 400-летию со дня рождения Патриарха Никона и 360-летию вступления на престол царя Алексея Михайловича. Экспозиция, в которой представлены более 150 уникальных произведений декоративно-прикладного, ювелирного и изобразительного искусства, создана стараниями ММК, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Историко-архитектурного музея «Новый Иерусалим», Российской государственной библиотеки и Российского государственного архива древних актов.
На торжественной церемонии открытия выставки выступила генеральный директор ММК Елена Гагарина, которая сообщила, что выставка приурочена к 200-летнему юбилею ММК и открытию нового выставочного зала – Одностолпной палаты Патриаршего дворца. Это выставочное пространство само по себе можно считать в данном случае частью экспозиции, т.к. Патриарший дворец был выстроен в Кремле через год после избрания Никона на Патриарший престол. Строительство нового патриаршего дворца, не уступавшего обликом и убранством царскому, подчеркивало исключительное положение Никона и поражало размахом и великолепием убранства, говорится в пресс-релизе.
О концепции выставки рассказала ее автор, заведующая сектором русского художественного металла ММК Ирина Бобровницкая. Хронологические рамки выставки охватывают 30 лет взаимоотношений царя и Первоиерарха Церкви (1630-1670 гг.), при этом главное внимание сосредоточено на 1640-1650 гг. – этот «период дружбы» является наиболее важным в истории их сложных и неоднозначных отношений. Это время стало своеобразным воплощением идеи «премудрой двоицы» – гармоничного равновесия власти царя и патриарха в государстве. Через экспонаты выставка рассказывает о важнейших событиях этого периода: венчании Алексея Михайловича на царство, принятии Соборного Уложения 1649 г., воссоединении Украины с Россией и других. Именно в эти годы, подчеркивается в пресс-релизе, у Алексея Михайловича формируется представление об особой значимости царской власти не только в пределах России, но и для вселенского православия. Экспонаты выставки – привезенные в Москву святыни с христианского Востока (иконы «Богоматерь Иверская» и «Богоматерь Влахернская»), поток посланий греческих идеологов с призывами о взятии русским царем Константинополя и победе над неверными – подтверждают стремление царя обрести особый статус как защитника и преемника веры византийских императоров.
Для Никона избранный период был исключительно благоприятным. Выставка рассказывает о его стремительной карьере: от Соловецкого монаха и игумена Кожеозерского монастыря до «собинного» друга царя, архимандрита московского Новоспасского монастыря, новгородского митрополита и в 1652 г. – торжественного поставления на патриарший престол, во время которого Никон был облачен в саккос св. митрополита Петра и получил из рук царя митрополичий посох этого святителя. Высокий статус Патриарха Никона нашел зримое воплощение в патриарших облачениях и обиходе, не уступавших по роскоши царским; церковные службы при Патриархе Никоне совершались с небывалым внешним блеском, а патриаршая ризница пополнялась новыми роскошными облачениями, которые можно видеть на выставке.
Избранный авторами выставки период не касается событий, связанных с церковным расколом, однако рассказывает о проведении Никоном церковной реформы: исправлении богослужебных книг по греческим образцам, унификации обрядов, изменении церковных облачений и предметов. Еще одним зримым воплощением грекофильских устремлений «премудрой двоицы» являются царские регалии – держава и бармы, заказанные в Стамбуле по образцу барм императора Константина Великого не без участия Никона. Несколько экспонатов рассказывают о строительстве новых монастырей, которые Никон возвел при содействии царя.
В экспозиции представлена уникальная икона «Поклонение Кресту»: семиконечному кресту предстоят Константин и Елена, царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична и патриарх Никон. Это единственный сохранившийся памятник XVII в., изображающий вместе царя и Патриарха. Авторы выставки считают, что создание этой иконы было вызвано стремлением царской семьи поставить точку в драматических отношениях Царя и Патриарха, напомнив современникам о былой дружбе и плодотворном союзе «премудрой двоицы».
К открытию выставки выпущен богато иллюстрированный каталог. С выставкой можно ознакомиться с 29 сентября 2005 г. по 22 января 2006 г.

Благовест-инфо / Klikovo.ru