Материалы СМИ: "Соловецкое стояние"03 октября 2005
Отношения между церковью и государством на Соловках - вопрос принципиальный, поскольку ситуация на русском Севере, как это всегда и было, проецируется на всю Россию
Без краткого хотя бы знакомства с историей Соловецкого архипелага понять тамошнюю жизнь невозможно. Ну, например, что за люди его коренные жители? Несколько веков территорию населяла исключительно монашеская братия да трудники, приезжавшие безвозмездно работать во славу божию. Естественная природная уединенность островов, их удаленность и труднодоступность церкви очень импонировала. Еще в "Житии Зосимы и Савватия" читаем легенду о том, как ангелы высекли жену карельского рыбака, который задумал обосноваться на островах: "Изыдите из места сего, где вам недостойно быть, - разъяснили ангелы свою позицию непрошеным гостям. - Устроится тут жилище иноческому чину и соберется множество братии во Имя Божие". Может, кого и удивит не вполне корректное поведение ангелов по отношению к даме, но в свете нынешнего расклада сил на островах легенда эта приобретает вполне символическое звучание. Колыбель северной цивилизации - мерзость запустения Древнейшие признаки присутствия человека на Соловках относятся к III тысячелетию до н. э. - это рукотворные каменные спирали, прозванные "вавилонами", по древним преданиям, они охраняют вход в Царство мертвых: так называли архипелаг древние жители Севера - саамы, хоронившие там своих покойников. "Вавилон" на Большом Заяцком острове не имеет себе равных в мире. Первые русские колонисты поселились на архипелаге в XII-XIII веках, а возникновение иноческой традиции связывают с именами двух старцев - Савватия и Зосимы. Преподобный Савватий был первым иноком, в начале XV века поселившимся на острове, а Зосима признается основателем и благоустроителем Соловецкой обители. Закладку каменного кремля датируют серединой XVI века, связывая ее с именем игумена Филиппа, который управлял монастырем восемнадцать лет и заложил основы его будущего величия. Приграничное положение и опасность военного вторжения из-за рубежей заставили Филиппа строить фактически крепость. Известен исторический эпизод - "соловецкое сидение": обитель, не принявшая церковной реформы патриарха Никона, восемь лет успешно оборонялась от посланных царем стрельцов. Сопротивление удалось сломить, лишь когда один из иноков, предав братию, открыл ворота осаждавшим, руководители обороны монастыря были казнены, а сама обитель вместе со всей русской церковью оказалась встроена во властную вертикаль. Многовековая монастырская традиция прервалась с переворотом 1917 года, на Соловки стала прибывать совсем другая публика. Превратности гражданской войны заносили сюда то отряды красногвардейцев, то части интервентов - общим для тех и других было безразличие к национальным святыням. Именно тогда собственность монастыря начали потихоньку растаскивать. Окончательно утвердившись в стране, советская власть закрывает монастырь (его тогдашний настоятель был сожжен заживо) и превращает его в лагерь принудительных хозяйственных работ. В 1923 году на базе лагеря вырастает знаменитый СЛОН, или СТОН (соловецкий лагерь (тюрьма) особого назначения), что добавило к духовной славе архипелага и мученическую славу его заключенных. Тюремные застенки на Соловках были всегда - советская власть придала им невиданные масштабы. Список известных всей России узников прежних времен - Авраамий Палицын, Симеон Бекбулатович, сенатор Долгорукий, граф Мусин-Пушкин - пополнился именами Дмитрия Лихачева, Павла Флоренского и других. Перед войной лагеря закрывают, на их месте был расквартирован учебный отряд Северного флота, последняя воинская часть ушла с архипелага в середине 80-х. Музей начал функционировать в 1967 году, а монастырь возобновил свою деятельность в начале 90-х. Советское безвременье кончилось, оставив после себя мерзость запустения. После закрытия монастыря хозяйственная деятельность на Соловках постепенно приходила в упадок, под конец советского периода скукожившись до небольшого агар-завода, где перерабатывали морские водоросли. Экономическое возрождение архипелага затрудняют два обстоятельства - климат и островное положение. Белое море не замерзает, но прибрежная полоса по шесть-семь месяцев в году оказывается скована льдами на ширину до нескольких километров. Так что морское сообщение с материком возможно лишь летом, а в остальное время - самолет, которым доставляется все: стройматериалы, топливо, продукты питания. Понятие "северный завоз" здесь, на территории, отстоящей от Полярного круга всего на полтораста километров, не абстракция, а самая что ни на есть осязаемая реальность. "Климат на Соловках сырой, холодный, переменчивый, - читаем в "Брокгаузе", - земледелие по его суровости - невозможно". Хлеб островитяне выпекают сами из привозной муки, понемногу и с переменным успехом растят картошку да морковь. С капустой хуже - добиться от нее приличного урожая умеют только монахи. По Большому Соловецкому острову свободно бродят коровы и в огромном количестве - козы. И все. Сегодня в поселке Соловецкий проживает около тысячи человек, из них половина - трудоспособные граждане, зарабатывающие на жизнь самыми разными способами: в госучреждениях - школа, больница, аэропорт, ЖКХ и т. д., в сфере обслуживания - рестораны, кафе, гостиницы. Остальные живут плодами частной инициативы - сдают в наем туристам жилье по 300-400 рублей за койко-место в день, предлагают банные услуги, велосипеды в прокат или рыбалку для приезжих. Функционирует извоз на всех видах транспорта, включая гужевой. Но каждый из перечисленных источников занятости может предложить максимум два-три десятка рабочих мест. Единственное учреждение, способное занять сразу треть активного населения, - это музей, где работают 167 соловчан. Градообразующее предприятие, если угодно, положение дел в котором впрямую отражается на условиях жизни островов. На этот ресурс в 2000 году сел директором Михаил Лопаткин. Масштабы ресурса впечатляют: музей-заповедник входит в список ЮНЕСКО, включает в себя 117 объектов культурного и духовного наследия огромной ценности, как магнитом притягивая к себе туристов, и отечественных, и зарубежных. Особенно много норвежцев, шведов, финнов, считающих соловецкие древности колыбелью северной цивилизации. Наталья АРХАНГЕЛЬСКАЯ "Эксперт" 3 октября 2005 г. |
||