Материалы СМИ: "Русские нерусские цари"26 октября 2005
Ленина не проклинали
Сначала полпред президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, а потом губернатор Петербурга Валентина Матвиенко подняли вопрос о выносе Ленина из Мавзолея. Но можно ли "вождя мирового пролетариата" хоронить по христианскому обычаю, если его в свое время проклял патриарх Тихон? И еще один вопрос по этому поводу: а кто еще у Кремлевской стены из революционных вождей похоронен? В. Юрьева, Когалым По словам профессора Московской духовной академии, председателя Историко-правовой комиссии Русской православной церкви протоиерея отца Владислава Цыпина, персональной анафеме Ленина не предавали. Другое дело, что патриарх Тихон в 1918 году действительно выступил с обличительным посланием, в котором предал анафеме всех, кто был причастен к установлению режима и творит насилие. После смерти Ленина раскольники-обновленцы заочно отпели усопшего, но каноническая церковь их за это осудила. Патриарх тогда ограничился телеграммой в адрес правительства с выражением соболезнования. Ведь атеизм Ленина был настолько явным, что и сегодня мало кто из священников взялся бы его отпевать. А заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей отец Всеволод Чаплин считает: "В любом случае превращение тела усопшего в зрелище не соответствует не только православной, но и общечеловеческой традиции. И смешивать данную идею с почитанием святых мощей - неправильно. Их, во-первых, выставляют не в туристических целях. А во-вторых, мощи благоговейно прикрыты тканью". Кто такой Филька? Любой знает, что филькина грамота - это бестолково составленный документ. Откуда произошло это словосочетание? М. Насонов, Москва Автор этого выражения - сам Иван Грозный. Когда царь ввел опричнину (укрепление вертикали власти, 1565-1572 гг., для борьбы с боярским беспределом), в числе противников этой репрессивной системы оказался и митрополит Московский Филипп (Федор Колычев, 1507-1569). В своих многочисленных посланиях он призывал Ивана прекратить насилие над народом. Как и следовало ожидать, правозащитная деятельность ничего хорошего митрополиту не принесла. Царь презрительно именовал строптивца Филькой, а его письма - Филькиными грамотами. Закончились споры митрополита и царя трагически. После публичного выступления перед Иваном IV с осуждением произвола Филипп был низложен и заточен в монастырь. Через год его по приказу царя задушил Малюта Скуратов. В 1652 году Филипп был канонизирован Русской церковью. "Аргументы и факты "26 октября 2005 г. |
||