На главную  Послать письмо  
Новости + История + Монастырь сегодня + Контакты + Богослужения + Святыни + Статьи + Учебные материалы + Богослужебная литература + Фотоальбом + Воскресная школа + Православный календарь + Полный молитвослов + Паломничество + Православный мир + Проскомидия + Детский Центр Возрождение + Лавка
Rambler's Top100

На колокольне Ивана Великого после реставрации откроется музей, оборудованный по последнему слову техники

18 ноября 2005

Москва. 18 ноября.  - На колокольне Ивана Великого, где сейчас ведутся реставрационные работы, в 2007 году планируется открыть уникальный музей, в котором будут использованы самые современные технологии, сообщила "Интерфаксу" руководитель научно-реставрационного центра "Реставратор-М" и автор проекта реставрации Елена Степанова.

"В 2007 году дирекция музея-заповедника "Московский Кремль" планирует открыть на колокольне Ивана Великого уникальный музей с использованием музейных технологий XXI века", - сказала она.

По словам Е.Степановой, для создания музея необходимо провести комплексные реставрационные работы фасадов и интерьеров колокольни, выполнить проект инженерного обеспечения: отопления, вентиляции, освещения.

"Все нужно сделать так, чтобы коммуникации не были видны зрителю и ничто не отвлекало его внимание от уникальных интерьеров и предполагаемой экспозиции", - отметила Е.Степанова.

"Это очень сложная задача, так как площадь первого этажа церкви Иоанна Лествичника, находящейся в первом ярусе колокольни, всего 25 квадратных метров", - сказала автор проекта.

В настоящее время ведутся работы по реставрации всех элементов фасадов колокольни, по позолоте ее главы, буквенного пояса, жгутов и кокошников. Их завершение планируется к Новому году.

Е.Степанова отметила, что музей-заповедник постоянно проводит профилактические реставрационные работы в отношении всех памятников архитектуры в Кремле. Предыдущая реставрация фасадов колокольни осуществлялась в 1995-1996 годах, а реставрационные работы по позолоте главы проводились 25 лет назад.

Русская православная церковь приветствует реставрацию колокольни Ивана Великого и считает желательным возвращение религиозных функций храмам Московского Кремля.

"Желательно, чтобы колокольня Ивана Великого использовалась не только как культурно-исторический объект, но и в соответствии со своим первоначальным, религиозным, назначением. Ведь каждый удар колокола - это своеобразная проповедь о существовании высших ценностей", - сказал "Интерфаксу" секретарь по взаимоотношению Церкви и общества священник Михаил Дудко.

Он назвал отрадным то, что "сейчас молитва верующих в религиозных сооружениях не встречает препятствий, которые имели место в тяжелой, а зачастую и трагичной, истории XX века".

Ансамбль колокольни Ивана Великого расположен между Соборной и Ивановской площадями и является композиционным центром Кремля. Ансамбль создавался на протяжении трех с лишним веков - с 1505 по 1815 год и состоит из столпа колокольни Ивана Великого, Успенской звонницы и Филаретовой пристройки.

Колокольня была построена в 1505-1508 гг. на месте разобранной белокаменной церкви Иоанна Лествичника, возведенной при Иване Калите на Соборной площади. Итальянский архитектор Бон Фрязин создал ярусное сооружение - "восьмерик на восьмерике" высотой около 60 метров, завершающееся главой. В первом ярусе был размещен престол древнего храма.

В конце ХVI века Борис Годунов, мечтая построить в Кремле Вселенский храм по образу Иерусалимского, приказал увеличить размеры колокольни, надстроив ее высоким барабаном с золоченой главой. В результате высота столпа вместе с крестом достигла 81 метра. На протяжении двух веков "Иван Великий" оставался самым высоким зданием на Руси.

Композиционный принцип доминирующей вертикали благодаря колокольне Ивана Великого получил в дальнейшем развитие в русской архитектуре.

В 1812 году при отступлении из Москвы французы пытались взорвать колокольню, но лишь слегка повредили ее, в 1814-1815 гг. она была восстановлена. В ХХ веке памятник неоднократно реставрировался. Исследования показали, что первоначально фасады были окрашены красной краской "под кирпич" и украшены белокаменными деталями.

ИНТЕРФАКС / Klikovo.ru