Протоиерей Всеволод Чаплин не видит оснований для запрета на ношение платков школьницами06 февраля 2015
*** По его мнению, школа должна приспособиться к разным мировоззрениям и их проявлениям Москва. 5 февраля - Верующие имеют право на ношение религиозной одежды в публичных местах, в том числе в школах, полагает глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. "Государственного или обязательного мировоззрения у нас, по Конституции, нет, и значит, мировоззрения равны, в том числе светское и религиозное, и значит, внешние проявления этих мировоззрений, в том числе в публичном пространстве, также должны быть равны, даже если кому-то не нравится внешний вид того или иного человека", - заявил священник в четверг корреспонденту "Интерфакс-Религия". Как сообщалось, глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой защитить право мусульманок носить хиджабы в образовательных организациях. Он напомнил, что 11 февраля в Верховном суде РФ будет рассмотрено дело о запрете платков для девочек в школах Мордовии. В октябре 2014 года Верховный суд республики запретил школьницам носить на уроках платки. До этого решение о запрете платков приняло правительство региона, но представители исламской общины сочли его незаконным и обратились в суд. В свою очередь министр образования Дмитрий Ливанов заявил журналистам, что "сегодня на федеральном уровне действует правило, описывающее, как дети должны быть одеты в школе", и одно из этих правил говорит о том, что школьная одежда "должны быть светской". ИНТЕРФКС/www.klikovo.ru Тем временем священник признался, что, например, ему не нравится появление в центре Москвы людей в шортах и тапочках или в одежде, подходящей больше "для коровника, а не для цивилизованного города", а кому-то не нравятся люди в платках, кипах, чалмах, скуфьях. "Но надо, наконец, понять, что люди в России, как и в мире, живут разные, и внешнее проявление их мировоззрения, будь то платок или футболка с каким-нибудь политическим лозунгом, - это неотъемлемая часть цивилизационного и мировоззренческого многообразия", - заявил он. Собеседник агентства рассказал, что даже в советской школе открыто позиционировал себя как верующий человек и уже в это время знал, что "победа будет за верующими людьми, а не за советской школой, которая пыталась представить дело так, как будто верующих среди школьников нет". По его словам, предписание женщине покрывать голову свойственно не только исламу: в христианстве это тоже "часть богооткровенной традиции". "Да, сегодня ее не все соблюдают. Заставить это делать, наверное, нельзя. Но в нынешнем мире, в котором постепенный отказ от традиций не старых, а вечных, постепенно приводит к тотальному стиранию границ добра и зла, стоило бы прямо и определенно напомнить: нескромно и развязно одетая женщина, так же как и полуодетый мужчина, - это не нейтральное явление с нравственной точки зрения, это одна из ступеней лестницы, ведущей вниз, к нравственному, духовному, а потом и физическому самоубийству общества", - заявил он. Представитель Церкви напомнил, что, согласно международному праву, родители вправе определять, какое мировоззрение преподается их детям в школе, вправе выбирать между государственной и негосударственной школой. Он отметил, что на Северном Кавказе во многих местах учащиеся государственных школ и учителя носят в школьном здании платки. В еврейских школах, существующих за государственный счет, мальчики носят кипу. В православных школах, "также пользующихся, пусть недостаточной, но все-таки государственной поддержкой, девочки нередко носят платки, а мальчики - крестики". "Но мы прекрасно знаем, что выбор между государственной и негосударственной школой есть не всегда и не у всех. Обычно он есть у богатых людей и у хорошо организованных диаспор. Поэтому надо либо признать наличие в школах людей разных мировоззрений, с разным образом жизни - светским и несветским, либо отказаться от доминирования государственных школ и передать в частные руки такую их часть, чтобы в каждом населенном пункте и в каждом районе большого города сделать выбор между школой государственной и негосударственной", - сказал священник. Ему бы не хотелось такого сценария, "и значит, нужно, чтобы школа приспособилась к наличию разных мировоззрений". При этом отец Всеволод отметил, что "чудовищная ленинская норма об отделении школы от церкви не случайно была исключена из Конституции после окончания тоталитарного периода нашей истории". |
||