Протоиерей Всеволод Чаплин упрекает авторов постановки "Тангейзера" в банальности и приспособленчестве17 марта 2015
Москва. 17 марта - Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает, что новосибирская постановка "Тангейзера" не обладает высокой художественной ценностью, а ее авторы банальны и идеологизированы. "То, что было поставлено, - не синоним смелости, а синоним приспособленчества, попытка встроиться в мейнстрим - мейнстрим очень заскорузлый", - заявил священник на общественных слушаниях в министерстве культуры РФ, которые были посвящены обсуждению упомянутой постановки и прошли в присутствии министра Владимира Мединского. Представитель Церкви видит в постановке "банальность, штампы и следование очень жестко выстроенной идеологической линии". "Сама тенденция к тому, чтобы классическая опера соединялась с современным изобразительным рядом и с размышлениями на тему современной жизни, является отнюдь не новаторской. Это стремительно устаревающий штамп", - заявил он. Священник посоветовал авторам постановки проявить творческую смелость и фантазию, написать и поставить оперу, интерпретирующую, например, "Преступление и наказание" Федора Достоевского на материале конфликта одного из банков и ипотечных вкладчиков. Он напомнил, что в законодательстве есть однозначная норма, не допускающая осквернение почитаемых верующими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики. "Я могу предположить, что оно (решение суда - "ИФ") основано на идее отрицания умысла на совершение действий, которые оскверняют почитаемые верующими предметы и символы, но я глубоко убежден, что осквернение имело место", - заявил отец Всеволод, добавив, что посмотрел видеозапись постановки. В свою очередь глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда подчеркнул, что Церковь не пытается навязывать свои законы художнику, но при этом указал на то, что "автономия искусства заканчивается, когда художник выносит свое произведения на суд общества". По его словам, необходимо определиться, насколько оправдано финансирование подобных произведений из государственного бюджета, исходя из поставленных задач государства в сфере культуры. "Культурный уровень у современной молодежи, как показывает мой опыт работы с абитуриентами и студентами, - чудовищный, и поднять его на этом "как бы Вагнере" будет достаточно сложно", - заключил В.Легойда. Во встрече в министерстве культуры приняли участие священники, представители православной общественности, творческой интеллигенции, в том числе директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич. Ранее прокуратура Новосибирска возбудила в отношении Тимофея Кулябина, поставившего оперу в Новосибирском театре оперы и балета "Тангейзер", а также в отношении Б.Мездрича дело по ч.2 ст.5.26 КоАП (умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение). Проверка проводилась в ответ на письма митрополита Новосибирского и Бердского Тихона и ряда верующих, усмотревших в постановке оскорбление религиозных чувств. В версии Т.Кулябина Христос представлен в качестве героя эротического фильма "Грот Венеры", который по ходу действия снимает Тангейзер. Мировой суд Центрального района Новосибирска 10 марта прекратил административные дела в отношении Т.Кулябина и Б.Мездрича за отсутствием состава правонарушения. Прокуратура обжалует это решение. Как в свою очередь передал корреспондент "Интерфакса", из постановки убрали постер, представляющий собой декорацию с изображением распятого Христа на фоне обнаженной женщины. Вместо него на сцене в соответствующем эпизоде появляется белый лист, на котором ничего не изображено. В таком виде постановка прошла 14 и 15 марта. ИНТЕРФКС / www.klikovo.ru |
||