В страданиях является любовь Бога к человеку, но провоцировать их не следует - протоиерей Всеволод Чаплин08 апреля 2015
Москва. 8 апреля - Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в Страстную седмицу напомнил о христианском понимании страданий. "Любые страдания, проблемы в жизни многими воспринимаются как однозначное зло. Мы дерзновенно говорим, что нам Господом открыто, что это может быть и благо", - заявил священник в эфире авторской программы "Вечность и время" на телеканале "Спас". По его словам, в аскетической литературе встречается мысль о том, что человек, достигший Царствия Божия, будет благодарить за страдания, которые ему в земной жизни казались непереносимыми и действительно были очень тяжелыми. При этом отец Всеволод заявил о попытках попытках общества уйти от реальности того, что некоторые тяжелобольные люди совершают самоубийства. "Может быть, Господь наказывает особым образом не тогда, когда происходят войны, болезни, явные страдания, возможность их увидеть, а тогда, когда ничего этого нет? Может быть, это как раз признак богооставленности? Может быть, Бог молчит тогда, когда люди почему-то начинают считать, что страданий в их жизни нет и быть не может?" - задал он вопрос. Священник процитировал известного старца Паисия Святогорца: "Болезни помогают людям, у которых нет добродетелей, умилостивить Бога. Болезнь телесная приносит человеку смирение и таким образом нейтрализует его душевную болезнь. Бог из всего извлекает пользу для блага человека. Все, что Он попускает, оказывает нам духовную пользу". В то же время отец Всеволод указал на то, что страдание не обязательно является искупительным, назидательным, "и наслаждаться им не нужно, провоцировать его не нужно". В свою очередь член Синодальной библейско-богословской комиссии Аркадий Малер отметил, что христианство не призывает к наслаждению страданием, "иначе это был бы мазохизм", но когда Господь наказывает человека, "это означает, что Он еще и ждет его, рассчитывает на него". "Согласно христианству, для того, чтобы совершенствоваться в этом мире духовно, интеллектуально, физически, нужно себя преодолевать, и это преодоление себя всегда связано с определенной болью", - заявил он. Библеист, доктор филологических наук Андрей Десницкий напомнил евангельскую историю о слепорожденном - "классическом случае явно незаслуженного страдания", через которое в то же время "явилась слава Божия". "Его исцелили, и его жизнь перевернулась. Если бы этого не произошло, он мог не увидеть главного", - отметил А.Десницкий. ИНТЕРФКС / www.klikovo.ru |
||