![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
Протоиерей Борис Михайлов: «Проводимую сейчас реформу я могу охарактеризовать как квази-советскую»11 марта 2011
Священнослужители РПЦ высказались против «фурсенкования» в системе российского образования…
Совсем недавно РЛ публиковала мнение настоятеля храма святителя Митрофания Воронежского протоиерея Димитрия Смирнова о реформах образования: "Та система образования, которая давала у нас хорошие результаты, будет полностью разрушена в угоду каким-то формальным идеям. Ну, например, чтобы наши дипломы признавались в Европе. Звучит вроде нормально, но с точки зрения государства – нам это надо? Зачем? Чтобы здесь готовить, а там бы они работали на другие страны? Наоборот, это же очень удобно, когда у нас одна железнодорожная колея, а в других странах другая – если будет сухопутная война, то невозможно будет эшелоны со снарядами переводить на другие рельсы" – сказал он.
"Если нужна реформа, то в чем? – исключительно в образовании педагогов и в их воспитании", – подчеркнул глава синодального Отдела. – "Подлинная школа зависит исключительно от ума и сердечных качеств педагога, а не от того, какие там используются технологии, как принимают экзамены и т.д. Если педагоги – жулики, то никакое ЕГЭ не спасет". Однако, наиболее печально в этой ситуации, по мнению отца Димитрия, то, что народ совершенно пассивно к этому относится. "В нашей стране, оказывается, один человек может поставить на уши весь народ, потому что образование наших детей касается каждой семьи. И что? Никто ничего не может сделать, не могут, не хотят, не знают, и вообще как будто они не хозяева страны, системы образования и т.д. Надо подумать, хозяева ли мы своей страны и той действительности, которую мы формируем, или это все отдано на откуп тем людям, которых мы не выбирали, не назначали, которым мы только платим зарплату, и никакого влияния. Максимум, нам позволяют общественные обсуждения – пообсуждать мы можем. Но как Иван Андреевич Крылов говорил: "а Васька слушает, да ест", – заключил он. Узнать мнение других священнослужителей РПЦ о грядущей реформе взялся портал Regions.ru. Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, согласился с о. Димитрием. "Иначе как полным демонтажем и "закатыванием в асфальт" всей системы образования нынешние реформы не назовешь. Они изначально направлены отнюдь не на улучшение качества образования, – так же как и государственная политика в целом не направлена на улучшение жизни народа", – решительно заявил он. "Иметь признанные за рубежом дипломы бывает нужно в единичных случаях. Если мы готовим специалистов к эмиграции, если нам надо сдать свою страну, то тогда, конечно, об этом нужно позаботиться. Большинство специалистов все-таки хотят жить и работать в нашей стране, заботиться о ее земле и строить ее историю", – сказал священнослужитель. "Опыт, накопленный отечественной системой образования, дает прекрасные образцы, на которые могла бы ориентироваться современная школа. Но создается впечатление, что реформаторы образования и даже само правительство не знают, что делать с этим образованием", – заключил отец Алексий. Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ предложил обсуждать реформу высшего образования отдельно от реформы среднего. "Что касается высшего, то наши дипломы должны иметь хождение в общем цивилизационном пространстве, и этого надо добиваться, никуда не денешься. Но я не вижу, чтобы сами по себе необходимые структурные преобразования в высшей школе оказывались разрушительными", – сказал он. "Реформа в средней школе тоже необходима. Введение вариативности образования в старших классах совершенно естественно. На самом деле, специализация по гуманитарным и естественным предметам в старших классах и так всегда была, – по крайней мере, среди стремящихся к высшему образованию: таким всегда было очевидно, что незачем зубрить множество предметов, с которыми никогда в жизни больше не встретишься. Очевидной, конечно, была ошибка с опущением русского языка как обязательного предмета. Но сейчас она, кажется, исправлена", – отметил отец Максим. "Мне кажется, что в восприятии образовательной реформы смешиваются эмоциональная и рациональная составляющие. Убеждение, что от Фурсенко ничего хорошего в принципе произойти не может, настолько господствует, что даже здравые и сами по себе нейтральные вещи автоматически попадают в область инвективного осуждения", – заключил он. Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, также против изоляционизма в образовании. "В стремлении поднять наше образование до европейского уровня ничего плохого я не вижу. Другое дело, что сама наша школа уже разрушена. И разрушена она была именно советским стандартом образования. Какое-то время советская система образования держалась еще на достижениях дореволюционной системы, на ее кадрах и традициях. Но советская идеология вытравила, в конце концов, все хорошее, что в ней было", – сказал он. "Проводимую сейчас реформу я могу охарактеризовать как квази-советскую. То же относится и к системе государственной власти в целом, не желающей и не способной преодолеть тлетворное советское наследие во всех сферах жизни, в том числе и в образовании", – заявил священнослужитель. "Реформы в образовании, безусловно, нужны. Но ориентироваться они должны на старую русскую школу, построенную на истинно гуманистических, христианских принципах. Восстановить ее в чистом виде – как христианскую школу в христианской стране – конечно, уже не получится: само наше общество по духу уже совершенно другое. Но все, что еще можно сохранить от нее и передать современной школе, нужно в этой реформе использовать", – заключил о.Борис. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |