«Романовы. Портрет Династии»05 сентября 2013
Выставка царского и великокняжеского портрета конца XVII – начала XX веков, приуроченная к 400-летию Императорского дома Романовых, открылась в Государственном Историческом музее в Москве. Экспозиция "Романовы. Портрет династии" развернулась в здании бывшей Городской Думы, сообщает ИТАР-ТАСС. «На выставке показаны как живописные изображения, так и скульптура, фотографии, литографии, которые доносили облик монархов до широкого круга людей в России и за границей, – рассказала одна из организаторов экспозиции Наталья Перевезенцева. – Выставка построена по иконографическому принципу, здесь присутствуют по несколько изображений одного и того же члена Императорской семьи. Благодаря этому у посетителя складывается общий облик царствования того или иного правителя». Временные рамки экспозиции охватывают чуть более трех столетий – с 1613 по 1914 год. Она состоит из восьми разделов: "От Михаила Федоровича до Анны Иоанновны", "Царствования Елизаветы Петровны и Петра III", "Царствования Екатерины II и Павла I" и других. Самые ранние экспонаты – конные портреты царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, датирующиеся второй половиной 1670-х годов. А завершают экспозицию акварели 1914 года. Обращает на себя внимание знаменитый портрет Екатерины Великой работы Федора Рокотова. Это большое полотно впечатляет посетителя тонкостью письма, изысканностью колорита и величественностью. Особое место в экспозиции занимают портрет Императора Николая II кисти Ильи Репина; мраморный бюст Императрицы Александры Федоровны, созданный Марком Антокольским, а также гравированные портреты Императоров Петра I и Петра II, выполненные Алексеем Зубовым. «Портреты представителей Императорской фамилии редко писались с натуры – часто художники использовали фотографии, – рассказала «Новостям Культуры» Перевезенцева. – При этом сначала мастер писал фон, пейзаж, костюмы, после чего в центр композиции "помещалась" человеческая фигура. Это выгоднейшим образом подчеркивало значимость изображаемого". Такие портреты членов Императорской семьи могли находиться как в домах дворян, так и в полковых музея, казармах полков.
Особое внимание в экспозиции уделено многочисленным Великим князьям, Великим княгиням и княжнам, которые никогда не занимали трон, оставаясь в тени своих венценосных родственников. Примером тому служит конный парадный портрет Великого князя Константина Константиновича. Он изображён в мундире Преображенского полка. Интересно, что портрет не был дописан – в верхней части полотна видны карандашные наброски мастера, которые остались благодаря тому, что портрет предназначался для рамы другого размера. На выставке не представлены изображения исторических событий, но показаны произведения, характеризующие образ жизни Романовых – коронации, события общественной и культурной жизни, придворный быт. Если в XVIII веке члены Царской семьи чаще всего выбирали военное поприще, то с средины XIX века список профессий, в которых преуспели Романовы, значительно расширился. Князь-архитектор Петр Николаевич, князь-авиатор Александр Михайлович… Судьба большинства из тех, кто запечатлен на архивных фотографиях, после революции сложилась трагически. Репрессиям подверглись не только сами члены Династии, но и их портреты, значительная часть которых была уничтожена в 1930-е годы. Чудом сохранился портрет Ольги Александровны, известной как последняя Великая княгиня – в эмиграции она пережила всех своих братьев и сестер. Когда картина поступила в музей, княгиню на ней не узнали, и полотно 70 лет провело на полках хранилища, свернутое в свиток. Отреставрировали его только перед открытием выставки. Большая часть экспонатов выставлена впервые. Увидеть их можно будет до января. Но в музее надеются, что когда-нибудь они станут основой портретной галереи, полностью посвященной Дому Романовых. Русская линия / www.klikovo.ru |
||||||