На главную
страницу

Учебные Материалы >> Литургика.

Ф. Г. СПАССКИЙ РУССКОЕ ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Глава: Служба муч. Меркурию Смоленскому.

(Служба эта стоит вне разрядов, нами намеченных. Помещаем ее здесь последней в рассмотрении служб в минеях).

Классическим образцом мастерства заимствования надо признать еще одну службу русскому мученику Меркурию Смоленскому (Сер. сконч в 1238 г.), канон которому написан в 1509 г. (Фил. жит. но­ябрь. примеч. 394: в рукописи: «написал повелением Кир Варсонофия Смоленского»). Гол Кан. стр. 141 указывает, что начало мест­ного празднования установлено до 17 в. (12). В житиях святых изда­ния 1764 г. жития Меркурия нет Кадл. стр. 55 говорит, что «разъ­яснение легенды о Меркурии можно найти в повести и службе». Меркурий сравнивается с Давидом, Нестором и великомучеником Меркурием. Образы борцов с сильными противниками оказали влиянине на создание местной Смоленской легенды, превратившейся в повесть, затем переработанную в житие. Повести о Меркурии нахо­дятся в редакциях 16 в. (13). (Кадл. стр. 93). Подобные легенды за­рождались на западных окраинах страны — в Смоленске и Почаеве, как отражение западной легенды о Дионисии, патроне Парижа «это крестоносец, Божий дворянин» (там же стр. 101).

Арх. Леон. Св. Р стр. 198 указывает, что повесть о Меркурии Смоленском в рукописи 1656 г., переведена с польского и что тогда же составлена служба.

Празднование Меркурию Смоленскому положено в день вмч. Меркурия, которому служба писана была Иосифом: канон его с крае­гранесием (в славянском, конечно, не соблюденном): «Меркуриева мя крепость да хранит. Иосиф». Составитель службы и взял песнопе­ния вмч. Меркурию и внес в них от себя многословные типично рус­ские прибавления из повести. Службы помещены рядом как бы в пример для сравнения стилей писания.

Стих. Г. В. вмч. Меркурию: «Поборением духа, страстотерпче Меркурие, одолев противного яко воин непобедимый, оружием веры тмы разумных муринов посекл еси и совершив твой подвиг законно, со всеми страдальцы венчался еси, великомучениче преблаженне».

Стих. Г В. Меркурию Смоленскому: «...имущего поборение по духу, яко непобедимого воина... сопротивных и иноплеменных силу пресекл еси.. и совершил еси свое подвизание крепце, со всеми угод­ники венчася верх твой». Две другие составлены также из кратких стихир вмч, Меркурию, переложенных с поразительным многосло­вием. Слава на Г. В. составлена протяженно и в выражениях довольно поздно вошедших в наш богослужебный язык: «сонмище празднолюбезных», «стекшеся граждане». Лития отсутствует, стих. на стиховне взяты из общей минеи, кроме славы, длинной и с претензиями накрасноречие: «к судищем безбожных иноплеменник постизаеши, по­велением даже подобие исходяй на противоборющие, целомудрие противу зловерне целующего... тем же и мы подвизающеся, молим тя, обстояще, святе, гроб твой». Тропарь — общий мученический, как и седальны и стихира по 50 псалме. Канон вмч. Меркурия в нашей службе пересказан полностию и очень неумело: вмч. Меркурия п. 1 тр. 2: «Вольно вшел еси в тризнище мучения, мудре, силою укреп­ляем Христовою, нас ради страсти спасительные волею претерпевше­го плотию и радуяся взывал еси, Господеви поем, славно бо прославися». Меркурию Смоленскому: «Подвиг твой ревности свидетельство, мудре, силою укрепляем Христовою, и против ратник исходиши ра­дуяся претерпел еси главы твоея отсечение и вопияше славно пове­лением ее». П. 3 тр. 3 вмч. Меркурию начинается: «Жезлом укреп­ляем божественным», Меркурию Смоленскому: «Десницею укреп­ляем владычнею». Седален по 3 песни начинается фразой самосто­ятельного творчества: «Римлянин сый родом и верою благоверною огражден, а не полуверием боляй» и далее приклеен текст седальна вмч. Меркурия. П. 7, 8 и 9 почти не изменяют тропарей, взятых из ка­нона вмч. Меркурия. Кондак с икосом творения более самостоятельно­го. В них восхваляется Меркурий, «от римлян родом, сыновство имеяй града Смоленска» и борьба его со множеством врагов. Стиль сложе­ния кондака и икоса тот же, что и в стихирах. Несколько неожидан светилен: «Жениху свещу соблюл еси»... Он взят из общей минеи из общей службы мученице единой.

Служба, конечно, писана в Смоленске и в более поздние (14) спокойные времена. Автор остается неизвестным. Макарий Ист. т. 8 ч. 3 стр. 61 признает, что автора определить невозможно: «Клали перед собой существующие каноны и службы и пользовались ими не только, как образцами, но отчасти и как источниками». При переводе на греческий язык начальных букв тропарей 9-ой песни можно про­честь имя Иосифа.


Служба Василию Блаженному. Служба муч. Меркурию Смоленскому. ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ ОДИННАДЦАТОЙ