На главную
страницу

Учебные Материалы >> Литургика.

Ф. Г. СПАССКИЙ РУССКОЕ ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Глава: Служба св. блаж. Ольге.

Относительно службы св. блаж. Ольге, княгине Российской, 11-го июля, Гол. Кан. стр. 57 № 5 утверждает, что она составлена в поло­вине 15 в. Вас. стр. 75 говорит, что служба и праздник послемонгольского периода, а имя в святцах с 13 и 14 века, как и прологи. У Гол. Кан. на стр. 541 указано, что в 1557 г. царь Иван Васильевич ставит Ольгу в помянник русских великих и удельных князей. Это другой  чин поминовения — срв. синодик недели Православия. (См. Синодики у Гол. 2, 2 стр. 573). Св. Ольга причислена к лику святых сравнительно нескоро после смерти (ум. 969). Только в одном серб­ском прологе 13-14 века она упоминается первый раз как святая. Сер. по одной из рукописей приписывает канон Кириллу монаху, неиз­вестно какому. У Ябл. стр. 211 в ссылке на Н. К. Никольского нахо­дим уточнение: 12 века. Фил. т. 1—143 говорит, что канон и стихиры составлены Пахомием Сербом. Там же Ябл. приводит указание архим. Леон. в «Святой Руси», говорящее о том, что служба приписывается Григорию, творцу канонов, как и служба св. кн. Владимиру и что для Новгородских церквей эта последняя была правлена Пахо­мием (17) Ябл. помещает это утверждение между сомнительными.

Служба св. Ольге вплетена в службу муч. Евфимии, предела отцев. Эта служба не имеет ни литии, ни стихир на стиховне ни полиелея. Она весьма небогата песнопениями: так, например, тро­парь св. Ольге служит и седальном по 3 песни канона. Третья стихира на Г. В. упоминает о раке честного тела Ольги. По Гол. Кан. мощи скрыты в нашествие монголов неизвестно куда. (По Сер. — в начале 18-го века (?)   )   и  обретены  были до того  при  князе Владимире. Кан. п. 5 тр. 3: «умилосердися Владыко, на новопросвещенные люди Твоя, не предаждь нас в руки поганых». Гол. утверждает, что автор переносится в обстановку того времени: так объясняется это выраже­ние, типичное для древних служб. Кан. п. 4 тр. 3 указывает на суще­ствование особого праздника преставления св. Ольги. По Гол. этот праздник установлен поздно из-за отсутствия долгое время чудес. Деб. т. 1 стр. 393 приводит указание — Нового летописца во Вре­меннике 1853 г. кн. 17 гл. XI: «Кости Ольги в царство равноап. Влади­мира и митроп. Леонтия обретошася целы, их же Владимир поднесе за святые и день празднования ее установлен 11 июля». Так разнооб­разны указания на возможное время составления службы.

Канон нашей службы не дает имени автора. Трудно сделать за­ключение, что пишет его киевлянин из-за отсутствия упоминаний о Киеве. В написании канона наблюдается одна славянская особенность: первый тропарь каждой песни повторяет начальное слово ирмоса.

П.  1.    Величавого фараона...        троп. Величие   наше...

(Быть может, первым по порядку стоял наш второй тропарь — «величавого диавола»...).

П. 3.   Державною рукою...           троп. Державною рукою...

П. 4.    Духом Божиим...                      »     Дух Божий...

П. 5, 6, 7 и 9 не сходятся, вероятно, из-за смены ирмосов.

П. 8.    Крепции твои...                   троп. Крепка яко львица...

Это простейшая форма украшения канона. Киевлянина, однако, в авторе можно видеть по тому признаку, что он не старается просла­вить град Киев: это южная особенность древних служб. Северные службы никогда не опустят случая упомянуть в лестной форме оте­чество, город или обитель.

Ни канон, ни стихиры св. Ольге о Киеве не упоминают. Канон но второй своей части, от 7 песни, меняет стиль и содержание. Пер­вая, более простая часть его, не употребляет пышных определений и сравнений, какими пользуется последующая: п. 7 тр. 3: «Ливанскую ли гору наречем тя?... или Фисон реку, добрейший сапфир камень честный, Владимира, имущую?». Тропарь этот заканчивается общим обращением к кн. Ольге и Владимиру. Эта часть пользуется постоянно ветхозаветными подобиями и примерами, что показывает в авторе человека начитанного в Писании. Восьмую песнь заключает тропарь с личным обращением автора: «убогого раба, окраденного от врага». Такое обращение свойственно и Пахомию. Возможно, что здесь обна­руживается его рука. Однако, вкус и любовь к Ветхому завету можно наблюдать в канонах, особенно в богородичных, творения Григория Цамблака. Умение писать богослужебные тексты одинаково у Пахомия и у Григорий; оно идет от той же югославенской школы, они по-чти современники. Пахомий правил для Новгородских церквей (18) наряду с каноном Владимиру и этот и, быть может, его вмешательству нужно приписать нарушение первоначального узора канона, так наме­чающегося в первой части его. Григорий, попав в Киев, озаботился прославлением святых печерских и наряду с этим мог обратить свое внимание на самое начало христианства в стольном городе.


Служба св. Леонтию Ростовскому. Служба св. блаж. Ольге. Служба св. князю Владимиру.