Ближневосточная археология сделала важный шаг вперед в 1890 г., когда Флиндерс Петри начал раскопки в Телль эль-Хеси, вблизи Газы в южной Палестине Он обратил внимание на то, что на разных глубинах попадаются разные предметы
Это особенно заметно по остаткам керамических изделий Рассортировав найденные осколки по уровням, на которых они залегали, Петри выявил несколько различных стилей изготовления керамики. Затем он датировал каждый стиль, соотнеся его с египетскими вещами, найденными на тех же уровнях. (Возраст египетских предметов был известен, потому что в Египте уже находили аналогичные образцы, на которых стояли клейма известных царей).
Наблюдения Петри легли в основу всех современных археологических изысканий Понадобились десятилетия, чтобы его метод оценили по достоинству, поэтому еще многие археологи, работавшие в Палестине, зачастую неправильно интерпретировали свои находки. Сейчас все археологи используют именно керамику для датировки других предметов, хотя, конечно, метод Петри значительно усовершенствовался
С ростом интереса к библейской археологии музеи и университеты стали уделять больше внимания раскопкам в Палестине. К сожалению, качество этих раскопок зачастую оставалось очень низким. Более совершенные методы исследования и документирования находок были разработаны Г.А.Райзнером и К.С.Фишером во время раскопок в Самарии в 1908—11 гг. Американец У.Ф.Олбрайт, развивая метод Петри, разработал целую систему датировки палестинской керамики (в Телль Бейт-Мирсим, с 1926 по 1936 гг.).
Британская археология внесла значительный вклад в развитие «стратиграфии» — тщательного исследования земли вокруг и внутри находок Кэтлин Кеньон, работавшая в Самарии, первой применила этот метод (1931-1935 гг.). С 1952 г. она с большим успехом использовала стратиграфию в таких трудных для раскопок местах, как Иерихон и Иерусалим Этот метод до сих пор остается самым эффективным, хотя и требует от археолога особой тщательности.
Палестина и Сирия | Археология становится наукой | Работа археолога |