На главную
страницу

Учебные Материалы >> Священное Писание Ветхого Завета.

Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на паремии из книги Бытия

Глава: IX. Паремия, положенная на вечерне в четверток второй седмицы Великого поста (Быт 5, 1-24).

В сей паремии исчисляются потомки Адама до Еноха.

 

Гл. 5. ст. 1. 2. Сия книга бытия человеча, в оньже день сотвори Бог Адама, по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их и благослови их: и нарече имя ему Адам, в оньже день сотвори их.

Сия книга бытия человеча, т. е. вот обозрение, указа­тель рождений одних людей от других, или вот родослов­ная, поколенная роспись. С какого времени бытописатель намерен вести это родословие? Со времени происхождения первых людей, — с того времени, «в оньже день сотвори Бог Адама, по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их». Приступая к перечислению потомков, быто­писатель не без цели упоминает о создании родоначальника и жены его по образу Божию. Быть может, он хотел вну­шить читателю, что перечисляемые потомки Адама, чрез него ведут свой род как бы от самого Бога, что Бог, создав­ший Адама по образу Своему и подобию, есть как бы первый член родословия. Подобно сему, евангелист Лука, перечисляя предков Иисуса Христа по плоти по прямой восходящей линии, останавливается не на Адаме, а на Боге, как на последнем звене родословной цепи: «Иисус сын Иосифов... Еносов, Сифов, Адамов, Божий» (Лк 3, 38). Ясно, что здесь Бог является в таком же отношении к Адаму, в каком сам Адам к Сифу, Сиф к Еносу, и так далее до Христа, т. е. в отношении родственном. Между самими язычниками сохранилось предание, что люди—род Божий (Деян 17, 28), хотя далеко уклонились от Того, от Кого производили свой род. Посему, если иметь в виду пер­воначальное происхождение людей, можно даже о нечес­тивых потомках Адама, чрез Каина, сказать, что и они имеют в Боге общего для всех родоначальника, хотя по образу жизни они сроднились с диаволом, стали семе­нем его. Не тем ли паче честь происхождения от Бога бытописатель мог приписать тем потомкам Адама, кото­рых он будет исчислять вслед за сим, и которых он даже прямо назовет сынами Божиими (Быт 6, 2) не только по особенному благоволению к ним Божию, но и потому, что они преимущественно пред всеми сохранили печать своего божественного происхождения, своего сродства с Богом.

 

3. Поживе же Адам лет двесте тридесять, и роди сына по виду своему, и по образу своему, и нарече имя ему Сиф.

Ряд сынов Божиих в потомстве Адама открывается Сифом, который дан прародителем по смерти Авеля, вза­мен его (отчего получил свое имя — Быт 4, 5), для продол­жения благословенного племени. Впрочем, бытописатель в рассматриваемом родословии обозревает не весь род Сифа, а только тех членов его, от которых по прямой нисходящей линии произошел Ной. Линию от Сифа до Ноя Моисей избрал отчасти потому, что только этой линии суждено было продолжить существование человеческого рода после потопа, от которого уцелел один Ной с семей­ством, отчасти потому, что только в среде потомства Ноева, в избранной его части, сохранится и исполнится обетова­ние о пришествии Христа.

Роди сына (Сифа) по виду своему и образу своему. Сын походил на отца, может быть, и по наружности, но паче по благочестию. Отец хотя грехом помрачил в себе образ Божий, но покаянием старался обновить черты его, и умел достигнуть того, что премудрость, как сказано в книге премудрости Соломоновой, изведе его от греха, т. е. по­могла ему в борьбе со грехом (Прем 10,1). Сие благочестие наследовал от Адама и Сиф, и это наследие передал сыну своему Еносу, при котором, как мы видели (см. выше, на странице 104-й, VIII паремию), общество чтителей истин­ного Бога начало резко отделяться от нечестивых потомков Каина. Иисус, сын Сирахов, воспевая славных мужей вет­хозаветной Церкви, упоминает в числе их и о Сифе. Он поставляет Сифа наряду с Симом, давая разуметь, что как Сим после потопа, так и Сиф до потопа был родоначальни­ком лучших людей, пребывших верными истинному бого­почтению (Сир 49, 18).

 

4. Быша же дние Адамовы, яже поживе, по еже родити ему Сифа, лет седмь сот, и роди сыны и дщери. — 5. И быша вси дние Адамовы, яже поживе, лет девять сот и тридесять: и умре. — 6.  Поживе же Сиф лет двесте пять и роди Еноса. — 7.  И поживе Сиф, по еже родити ему Еноса, лет седмь сот и седмь, и роди сыны и дщери. — 8. И  быша  вси  дние  Сифовы  лет  девять  сот  и дванадесять: и умре.  — 9. И поживе Енос лет сто девятьдесят, и роди Каинана. — 10. И поживе Енос, по еже роди ему Каинана, лет седмь сот и пятьнадесять, и роди сыны и дщери.  — И. И быша вси дние Еносовы лет девять сот и пять: и умре. — 12. И поживе Каинан лет сто седмьдесять и роди Малелеила. — 13. И поживе Каинан, по еже  родити  ему  Малелеила,  лет  седмь  сот  и Четыредесять, и роди сыны и дщери.  — 14. И быша  вси  дние  Каинановы  лет  девять  сот  и десять: и умре.  — 15. И поживе Малелеил лет сто шестьдесят пять, и роди Иареда.  — 16. И поживе Малелеил, по еже родити ему Иареда, лет  седмь   сот  и  тридесять,   и  роди   сыны   и дщери. — 17. И быша вси дние Малелеиловы, лет осмь сот и девятьдесят пять: и умре. — 18. И поживе Иаред лет сто шестьдесят два и роди Еноха. — 19. И поживе Иаред, по еже родити ему Еноха, лет осмь сот, и роди сыны и дщери. — 20. И быша вси дние Иаредовы, лет девять сот и шестьдесят два: и умре. — 21. И поживе Енох лет сто шестьдесят пять, и роди Мафусала. — 22. Угоди же Енох Богу, и поживе Енох, по еже родити ему Мафусала, лет двесте, и роди сыны и дщери. — 23. И быша вси дние Еноховы лет триста шестьдесят пять. — 24. И угоди Енох Богу, и не обреташеся, зане преложи его Бог.

 

При рассмотрении сего родословия должно обратить внимание: 1) на значение его для летосчисления допотоп­ного времени, 2) на долговечность патриархов и 3) на недолговечного в сравнении с ними, но особенно угодив­шего Богу Еноха.

1). Числовыми указаниями лет жизни от появления на свет одного патриарха до рождения от него другого опре­деляется продолжение времени от сотворения мира до потопа. В рассматриваемой паремии обнимается время от Адама до седьмого патриарха — Еноха. Адам родил Сифа через 230 лет по своем сотворении. Сифу было 205 лет до рождения от него Еноса; Еносу — 190 лет до рождения от него Каинана; Каинану — 170 до рождения Малелеила; Малелеилу —165 лет до рождения Иареда; Иареду 162 года до рождения Еноха; Еноху 165 до рождения Мафусала. Сложение сих чисел дает 1287 лет. Далее, за пределами рассматриваемой нами паремии, к сей сумме счисление прибавляет до потопа 969 лет (Быт 5, 26-32; 7, 6). Следст­венно от сотворения мира до потопа протекло 2256 лет.

 

Это по летосчислению в греческом и церковно-славянском тексте Библии, проверенному с древним самаритянским и Иосифом Флавием (Библ. Ист. изд. 1852 г/стр. 24. 25). Текст греческий в летосчислении допотопного мира дает около 600 лет более, нежели еврейский, в котором каждый из первых шести патриархов является отцом на сто лет раньше, чем по счету еврейской Библии. «Трудность изъяснить удовлетворительно происхождение сей разности не препятствует чистому учению спасительного учения в Св. Писании» (Зап. на кн. Бытия).

 

2). Долголетие патриархов, живших до потопа и после потопа до Авраама, когда жизнь человеческая начала, впро­чем, постепенно сокращаться, — подвергаемо было неко­торыми сомнению. Почитая невероятным, чтобы человек мог прожить 900, 800,700,600,500,400,300 и 200 лет, они полагали, что Моисей, по примеру древних египтян, сокращавших год в месяц, разумеет месячные годы, когда счи­тает годы патриархов. Но к такому предположению не дает ни малейшего основания повествование Моисея. Напро­тив, в его повествовании о потопе год ясно отличается от месяца в 30 дней. Он говорит: «в шестисотом году жизни Ноевой, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники бездны» (Быт 7, 11) *.

 

Нельзя также год Моисеев сокращать в три месяца до потопа и в восемь после потопа. Повествуя о потопе, Моисей ясно полагает около 12 месяцев в году потопном Так, потоп начался в 17-й день второго месяца (по-нашему — ноября) на 600-м году жизни Ноевой и кончился в 27-й день второго же месяца на 601-м году жизни Ноевой (Быт 8, 13 14). В промежутке между началом потопа и концом его, Моисей считает 150 дней (т. е 5 месяцев) усиления потопа, потом говорит о постепенной убыли воды в 17-й день седьмого месяца (апреля), в 1-й день десятого месяца (июля), по прошествии 40 дней, через три недели, и об освобождении земли от воды в первый день первого месяца.

 

— Если б допустить предположение, будто годы патриархов равняются нашим месяцам, то выходило бы, что некоторые патриархи дела­лись отцами слишком рано, что например Арфаксад, жив­ший 500 лет, родил Салу, будучи сам 12 лет (в Бытии сказано, что он родил на 135 году (Быт 11,12-13), а Фарра, отец Авраама, живший 205 лет, имел сына на 6-м году жизни (Быт 11,26-32). — Еще несообразность: стотридцатилетний Иаков жалуется пред фараоном на краткость своей жизни, говоря, что дни жизни его не достигли до лет жизни отцов его, т. е. предков его (Быт 47,9). Какой смысл имела бы эта жалоба, если бы жизнь отцов продолжалась не 500, 300, 200 лет, а только 500, 300, 200 месяцев? Долголетием своим он превзошел бы тогда не только бли­жайших отцов, но и допотопных патриархов.

В долголетии патриархов нельзя не признать особен­ного действия промысла Божия: чем долее на свете жили патриархи, тем быстрее размножался род человеческий, тем богаче становились они опытами жизни и благоразумением и, следственно, тем способнее являлись к тому, чтобы быть руководителями молодых поколений, что осо­бенно нужно было в детском, первобытном состоянии человечества, — тем благонадежнее сохранялось божествен­ное откровение и благочестивые предания между чтителя-ми истинного Бога. В то время, когда не было писанного слова Божия, патриархи были живою, самою верною кни­гою откровений Божиих. Один и тот же человек, об одних и тех же богооткровенных истинах и правилах мог слышать сам и рассказывать другим целые сотни лет. Так, например, Ной, живший до потопа около 600 лет, мог беседовать с Малелеилом, а Малелил с Адамом. Мафусал, умерший в год потопа, мог передавать современникам, что сам слышал от Еноса, сына Сифова. Вследствие сего не только позд­нейшие откровения Божии, но и самые первоначальные, бывшие Адаму в раю, могли перейти в мир послепотопный в первобытной свежести и неповрежденности. Кроме осо­бенного Промышления Божия долголетию патриархов способствовали естественные причины. Избыток сил при­роды, еще не в такой степени, как впоследствии, растлен­ной грехом, простой, близкий к природе образ жизни, самое состояние человеческого тела, сохранившего довольно первобытных совершенств, — ибо чем меньше было пред­ков, тем меньше наследственной порчи могло перейти к потомкам, — все это такие обстоятельства, которые состав­ляют преимущество времен первобытных пред поздней­шими.

3). Бытописатель, исчисляя допотопных патриархов, замечает время рождения каждого, продолжение его жизни до рождения сына, которому суждено продлить благосло­венное племя, продолжение всей жизни каждого патриар­ха, и, наконец, о каждом повторяет: и умре Таков непре­ложный закон! Человечество не вымирает, жизнь его по­стоянно обновляется чрез нарождение новых поколений. Не вымирало и то племя, в котором уготовлялось святое семя для духовного обновления всего человеческого рода. Но над отдельными лицами должен был исполниться при­говор, произнесенный Адаму: земля еси, и в землю отъидеши, — хотя они «не согрешили по подобию преступления Адамова» (Рим 5, 14). Во всем патриархальном мире был один человек, который был изъят из общего закона. Это Енох. О нем сказано: И угоди Енох Богу, и не обреташеся, зане преложи его Бог (ст. 24).

И угоди Енох Богу. Точнее с еврейского текста: «и ходил Енох с Богом», т. е. находился в близком духовном обще­нии с Богом (1 Цар 25, 15), приближаясь к Нему верою и любовию, и привлекая Его особенное благоволение, так что, может быть, сподоблялся и явлений Его в чувственном виде, подобных тем, каких удостаивался Адам в раю.

И не обреташеся, т. е. не стало его, зане преложи его Бог. О сем преложении Апостол говорит: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог преселил его» (Евр 11,5) в жилище блажен­ных. С Енохом случилось то же, что впоследствии случи­лось с пророком Илиею, который взят был живой от земли (4 Цар 2,10), и что некогда, во второе пришествие Христово, совершится с теми, которых оно застанет в живых: они не умрут, а вместе с воскресшими из мертвых изменятся вдруг, в мгновение ока, при последней трубе и соделаются нетленными (1 Кор 15, 21. 22). Енох восхищен был прямо в состояние славы по самому телу, не испытав смерти и даже болезни. Для чего сие чудо? Для того, чтобы среди всеобщего господства смерти и тления в одних возбудить, в других утвердить веру в вечную жизнь и упование бес­смертия. Кроме того, сын Сирахов говорит: «Енох был взят, как образец покаяния для современников» (44, 15). Это значит, что современники, видя в лице Еноха, какой высо­кой награды может быть удостоена жизнь, проводимая в духе покаяния, в борьбе со грехом, могли и сами научиться покаянию. Енох учил современников покаянию не только примером своим и судьбою своею, но и проповедью: он был пророком. Апостол Иуда приводит его пророческие слова: «се идет Господь со тмами святых ангелов Своих, сотворит суд над всеми, и обличит всех между ними нечес­тивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него не­честивые грешники» (ст. 14, 15).

 

Встречается подобное пророчество в апокрифической книге, приписывае­мой Еноху и наполненной заблуждениями, нелепыми рассуждениями о звездах, о браках ангелов с дщерями человеческими и τ. п. Но приводимые ап. Иудою пророческие слова Еноха, без сомнения, дошли до него по преданию, а не заимствованы из этой книги, где часть истины смешана со всякою ложью

VIII. Паремия, положенная на вечерне в среду второй седмицы Великого поста (Быт 4,16-26). IX. Паремия, положенная на вечерне в четверток второй седмицы Великого поста (Быт 5, 1-24). X. Паремия, положенная на вечерне в пяток второй седмицы Великого поста (Быт 5, 32; 6,1-8).