На главную
страницу

Учебные Материалы >> Библейская история Ветхого Завета.

Архиепископ Вениамин (Пушкарь). СВЯЩЕННАЯ БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Глава: Глава VI  ПУТЬ ЕВРЕЕВ К СИНАЮ

1. Пустыня Сур Исх. 15-18

Отпраздновав свой чудесный переход и отдохнувши, изра­ильский народ под руководством Моисея двинулся к горе Синай (Хорив), чтобы там принести Богу благодарственную жертву, как об этом заповедал Господь Моисею. Караванная дорога к Си­наю, которой воспользовались израильтяне, шла неподалеку от морского берега. Чем дальше двигались евреи, тем местность становилась волнообразнее и гористее. Это была пустыня Сур.

В течение трех дней народ тяжело двигался вперед, под­крепляясь запасенной в кожаных мехах водой. Но вода вскоре кончилась, и мука жажды охватила всех людей и животных. Это, конечно, было неутешительным началом для новой свобод­ной жизни и резко противоречило тому, что израильтяне, веро­ятно, ожидали после своего чудесного избавления от фараона.

Наконец они пришли к местечку Мерра, где нашли доста­точно воды, но она оказалась слишком соленой и горькой. Для измученных жаждой людей это был непредвиденный удар, и в лагере снова вспыхнуло недовольство. Евреи еще были сла­бы духом и, несмотря на великие чудеса, совершенные Богом, они все-таки были маловерными. Вот почему Господь не повел их сразу в обетованную землю, а направил вглубь Синайской пустыни, где можно было испытать их веру и надежду на Бога.

Моисею трудно было слушать укоры своего народа, и он с го­рячей молитвой обратился к Богу за помощью. И помощь вскоре пришла. Моисей по повелению Божию бросил в источник дерево, и вода сделалась пригодной для питья. Подкрепив свои силы, странники двинулись в Елим, прекрасный оазис, славившийся сво­ими семьюдесятью финиковыми пальмами и двенадцатью источ­никами кристально чистой воды. Однако, надо было идти дальше.

 

2. Пустыня Син

Ровно через шесть недель после исхода из Египта колонна раски­нула стан в пустыне Син, между Елимом и Синаем. Солнце палило не­имоверно, и в довершение всех бед у евреев истощились запасы хле­ба. Еще недавно они страдали от жажды, теперь им угрожал голод. Перед новой опасностью они забыли даже так недавно совершенное перед ними чудо. Против Моисея и Аарона опять поднялись ожесто­ченные крики. Возбужденная толпа обступила шатры обоих вождей, укоряя Моисея и горько жалуясь на свою судьбу: «О, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом» (Исх. 16, 3).

Услышав эти слова, Моисей с горечью осознал, как укоренил­ся в израильтянах рабский дух, если хлеб в достатке и котлы с мя­сом им дороже свободы. Однако он успокоил евреев, сказав, что Господь не оставит их и накормит досыта раньше, чем они того ожидают. В тот день вечером прилетели бесчисленные стаи пере­пелов и в одно мгновение покрыли землю возле стана; ослабев от дальнего перелета, они беспомощно трепыхали крыльями, так что их можно было брать руками.

А на рассвете, едва только сигнал серебряных труб разбудил стан, израильтяне с изумлением увидели, что все пространство вокруг них было покрыто белыми, как снег, маленькими шари­ками. Все, как один, вышли из шатров, чтобы поближе разгля­деть странное явление. Моисей объяснил, что это манна2, кото­рую Господь послал своему народу, она заменит им хлеб. Отведав манны, израильтяне убедились, что по вкусу она напоминает хлеб с медом, и бросились ее собирать. Оказалось, что за день можно собрать столько, сколько необходимо для утоления голо­да. С этого момента в течение сорока лет скитаний в пустыне манна составляла им хлеб насущный.

Эта невидимая до этого евреями «манна», как иней покрывав­шая землю по утрам, была, по-видимому, застывшим соком кус­тарника тамариска, выпадающим в виде крупиц. Он отделялся от стебля в местах, прокушенных насекомыми. Бедуины до сих пор употребляют его в пищу, называя манной. Вне зависимости от то­го, были ли это природные явления или нет, здесь утверждается непосредственное попечение Бога о Своем народе. Манна, прослав­ляемая в псалмах, становится символом небесного хлеба, который питает верующих, а в христианском предании (ср. Ин. 6, 26-58; 1 Кор. 10, 3) - прообразом Евхаристии, духовной пищи Церкви как истинного Израиля на путях ее исхода в небесную отчизну.

 

3. Рефидим

Из пустыни Син, от побережья Красного моря Моисей повел народ вглубь Синайского полуострова к горе Синай. Последней остановкой перед Синаем было местечко Рефидим. Здесь не ока­залось ни одного источника, и люди опять начали страдать из-за отсутствия воды. В лагере начались беспорядки, со всех сторон раздавались протесты и угрозы Моисею.

«Зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и де­тей наших и стада наши?» - кричали они (Исх. 17, 3). Тогда по повелению Божию Моисей взял некоторых из старейшин, подо­шел к горе Хорив и на глазах жаждущих людей ударил посохом по крутой скале2. В то же мгновение из образовавшейся расщели­ны забил родник свежей горной воды. Прославляя Бога и благо­словляя Моисея, люди утоляли свою жажду и поили скот. Едва они успели утолить жажду, как с ужасом услышали грозные боевые крики. Впервые израильтянам предстояло помериться оружием с воинственными племенами пустыни. Это были амаликитяне, решив­шие преградить дорогу израильтянам и поживиться добычей. Моисей поручил командование своими войсками храброму и талантливому во­ину Иисусу Навину, который быстро повел свои отряды против врага.

Битва продолжалась с утра до вечера с переменным успехом. Моисей в сопровождении Аарона и Ора взошел на гору и усердно молил Господа о победе израильского войска. Когда Моисей поды­мал руки и горячо молился, брали верх израильтяне, а когда он от усталости опускал руки, победа переходила к амаликитянам. Тог­да Аарон и Ор стали помогать Моисею, поддерживая его руки, и к захождению солнца Иисус Навин вынудил амаликитян отсту­пить. На том месте, где проходила битва, Моисей воздвиг благодар­ственный жертвенник. Господь обещал Моисею, что амаликитяне будут жестоко наказаны за их коварное нападение на израильтян.

Вскоре весть о чудесном выходе евреев из Египта дошла до Иофора, тестя Моисея. Взяв Сепфору и двух ее сыновей, Иофор пришел в израильский стан. Моисей с радостью принял тестя, же­ну и сыновей. На следующий день Моисей сел на возвышенное ме­сто и начал разбирать судебные дела своего народа.

Он сидел с утра до вечера, допрашивал, вникая во все подроб­ности, и выносил приговор даже по самым незначительным де­лам. С удивлением приглядывался Иофор к тому, как тяжело тру­дится Моисей и как тратит время на решение мелочных споров. Человек, искушенный в искусстве управления, Иофор откровенно высказал зятю свои соображения: «Для чего ты сидишь один, а весь народ стоит перед тобою с утра до вечера?.. Ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для те­бя это дело: ты один не можешь исправлять его» (Исх. 18,14; 18),

Моисей спросил его, как же следует поступать, и тесть посове­товал ему разделить израильтян на группы, числом в тысячу, сто, пятьдесят и десять человек, и над каждой из этих групп поставить начальников, которые одновременно были бы судьями, разрешали мелкие тяжбы и сообщали Моисею только о наиболее важных де­лах. Совет мудрого Иофора был проведен в жизнь - так израильские массы обрели первые основы своего будущего общественного строя.

Глава V НАЧАЛО ПЕРИОДА ВОЖДЕЙ. ПРИЗВАНИЕ МОИСЕЯ И ВЫХОД ЕВРЕЕВ ИЗ ЕГИПТА Глава VI  ПУТЬ ЕВРЕЕВ К СИНАЮ Глава VII  У ГОРЫ СИНАЙ-ХОРИВ