На главную
страницу

Учебные Материалы >> Апологетика

Протоиерей Василий (Зеньковский). Апологетика. Христианская Педагогика.

Глава: Глава VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ К 1-ой ЧАСТИ

То, что мы излагали в этой части нашей книги, не просто «оправды­вает» библейское и христианское учение о мире, но оно в то же время показывает всю глубину и значительность этого учения. Конечно, есть в этом учении пункты, которые остаются все же для нас неясными, так как они превосходят силы нашего ума. Но мы не можем - если мы сво­бодны от предубеждений и готовы принять истину, как она есть - не принять, что мир существует не сам по себе, но вызван к бытию Высшей Силой, тем Абсолютным, т. е. ни от чего не зависящим Существом, кото­рое мы зовем Богом. Мир есть создание Божие, - и вся стройность мира, целесообразность в нем, его неистощимая энергия, все это от Бога. Идея творения есть поэтому основная идея, без которой нельзя понять мир.

Но утверждая тварность мира, мы принимаем и некоторую самосто­ятельность в нем, вложенную в нее Богом. Поэтому те ступени, по кото­рым строился мир от простейших его форм до человека и ангелов, хотя и определены Богом, но в ряде пунктов сама Библия отмечает самодея­тельность земли, когда она призывается к этому Богом. Но эта самодея­тельность не дает основания для того учения об эволюции, которое ис­ключает участие Бога в появлении на земле жизни и особенно в появле­нии человека. Из того, что мы говорили, ясно, что от безжизненной ма­терии нет прямого перехода к жизни (биосфере), что и здесь имеет мес­то «скачок» в бытии. Хотя, согласно Библии, земля сама произвела на­чатки жизни, но она смогла это осуществить лишь по прямому повеле­нию Божию, - и это повеление Божие («и сказал Господь» - такова, как мы знаем, библейская формула) звучит в мире и сейчас. Самодеятель­ность земли поддерживается постоянным участием Бога в жизни земли.

Не менее бесспорно то, что в появлении человека на земле мы имеем дело с особым актом воли Божией. От дочеловеческой природы до чело­века нет непрерывного перехода, в человечестве раскрываются силы, которых нет в дочеловеческой природе. Скачок от высших животных к человеку настолько бесспорен, что никакие слова об «эволюционном усилии земли» не могут быть принимаемы всерьез. Что касается гипоте­зы о «переходных формах» между высшими обезьянами и человеком, то надо просто признать, что если и есть какие-то загадки и неясности в тех находках, которые находят при раскопках, то они остаются все-таки настолько неопределенными, что невозможно серьезно видеть в них «переходные» к человеку формы. Только нарочитое желание отвергать библейское повествование объясняет нам упрямство у тех деятелей на­уки, которые самоуверенно утверждают (в вопросе о появлении челове­ка) принцип чистой эволюции.

Человек, конечно, близок к природе и связан с ней, но эта близость, эта связь означают как раз особую задачу, которую Бог возложил на че­ловека, как «хозяина земли». «Загадка» человека и состоит в его двой­ственности; он стоит «между» миром и Богом, - поэтому с человеком и вошло в мир новое бытие - «историческое». Природа живет, не творя истории и не зная ее, — а человек возвышается над ней и входит в выс­ший духовный мир. В человеке совершенно необычайно развилась ду­шевная и духовная сторона; человек лишь одной стороной своего суще­ства принадлежит природе, а другой стороной он творит историческое бытие, - и эта принадлежность его к высшему миру обнаруживается в том, что человек обладает даром свободы. Сам по себе дар свободы де­лает человека богоподобным существом, но этот дар свободы сделал, с другой стороны, неизбежным искушение, когда оно пришло со стороны Денницы - ангела, оторвавшегося (тоже благодаря свободе) от Бога. История и есть то бытие, в котором человечество искупает свой грех, — но не своей силой, а силой нашего Спасителя, Агнца Божия, пришедше­го в мир для спасения людей и спасшего нас своей вольной смертью. Воскресение Спасителя и есть победа над смертью, а приобщение в та­инствах к благодатным дарам Церкви открывает перед людьми возмож­ность усвоения спасительного подвига Господа.

Мы подошли к концу первой части книги и можем сказать - христи­анское учение о мире, о человеке заключает в себе всю истину. Для на­шего сознания это есть то, что нам нужно. Но теперь мы должны обра­титься к самому христианскому вероучению, чтобы ответить на те доб­росовестные и недобросовестные нападки на христианство, которые связаны с вопросом о месте христианства в истории.

Глава VII. ЗЛО В ЧЕЛОВЕКЕ Глава VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ К 1-ой ЧАСТИ ЧАСТЬ II. ХРИСТИАНСТВО В ИСТОРИИ. Глава I. ХРИСТИАНСТВО И ЯЗЫЧЕСТВО(Вводные замечания)